Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Орловой Т.А.
судей
Аносовой Е.А.
Козловой Н.И.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2022 года гражданское дело N 2-1537/2021 по апелляционной жалобе Гуляева С. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2021 года по иску Гуляева С. В. к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга об обязании возобновить ежемесячные доплаты к пенсии.
Заслушав доклад судьи Орловой Т.А, объяснения истца Гуляева С.В, представителя ответчика - Матвеевой Е.Б, Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Гуляев С.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга, в котором просил возобновить ежемесячные доплаты к пенсии.
В обосновании заявленных требований истец указал, что ежемесячные доплаты за стаж государственной службы выплачивались ему после окончания срока полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к пенсии по инвалидности с 2007 по 2013 год. В 2013 году на основании Закона Российской Федерации от "дата" N... ему назначена пенсия по старости с уменьшением возраста. С 2013 года по июнь 2016 года истцу начислялась ежемесячная доплата за стаж государственной службы к пенсии по старости в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от "дата" N... "дата" ответчик известил его о прекращении ежемесячных доплат за госслужбу в связи с изменениями в Федеральном законодательстве и принятии ФЗ N... "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". "дата" истец обратился к ответчику с заявлением о возобновлении ежемесячной доплаты за стаж государственной службы к страховой пенсии на основании Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга" в связи с принятием ФЗ "О страховых пенсиях". Письмом от "дата" в возобновлении ежемесячных выплат за стаж государственной службы отказано. По мнению истца, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга произвольно прекратил выплаты за стаж государственной службы к пенсии по старости. При этом, истец также указал на то, что на момент приостановки выплат за стаж государственной службы никаких изменений в Закон Санкт-Петербурга" от "дата" N... "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга" в отношении возраста не было.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении исковых требований Гуляева С.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Гуляев С.В. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Истец Гуляев С.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, полагал решение суда подлежащим отмене.
Представитель ответчика - Матвеева Е.Б. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N... от "дата" "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия исходит из следующего.
Судом первой инстанции установлено и из материалов пенсионного дела, представленного ответчиком, следует, что истец Гуляев С.В, "дата" года рождения замещал государственные должности в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга в период с "дата" по "дата" 4 г. 02 мес. 10 дн, имеет стаж военной службы в количестве 14 л. 07 мес. 29 дн.
С "дата" Гуляеву С.В. бессрочно назначена трудовая пенсия по инвалидности 3 группы 1 степени в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 82).
С "дата" истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии по инвалидности (л.д. 66-68).
С "дата" распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от "дата" N.., изменен размер ежемесячной доплаты к пенсии по инвалидности (л.д. 62).
В дальнейшем истец переоформил пенсию по инвалидности на пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста (как лицо, подвергшееся воздействию радиации и имеющее инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы) в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от "дата" N... "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от "дата" N... -Г на основании заявления истцу установлена ежемесячная доплата за стаж к трудовой пенсии по старости с "дата" (л.д. 51-55).
Учитывая, что истец не достиг пенсионного возраста, а потеря трудоспособности произошла не в период осуществления им полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от "дата" N... -г приостановлена выплата ежемесячной доплаты за стаж с "дата" по "дата" (до достижения возраста, определенного действующим законодательством для назначения страховой пенсии по старости) (л.д. 50).
Письмом от "дата" истец уведомлен о приостановлении выплаты доплаты к пенсии (л.д. 49).
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что приостановление выплаты ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости не ограничивает права истца на получение им пенсионного обеспечения. Отсутствие у истца права на получение ежемесячных денежных доплат, установленных Законом N.., не означает, что он лишен государственного пенсионного обеспечения и что тем самым нарушаются его пенсионные права, поскольку его пенсионное обеспечение гарантированное Конституцией Российской Федерации, осуществляется в порядке и на условиях предусмотренных ФЗ от "дата" N 400-ФЗ.
Учитывая, что Закон Санкт-Петербурга N... предусматривает установление ежемесячных доплат к пенсии только лицам, после достижения возраста, установленного частями 1 и 1.1 статьи 8 ФЗ "О страховых пенсиях", а истец Гуляев С.В. не достиг пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 8 ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований об обязании возобновить ежемесячные доплаты к пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N 224-28 "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга" лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, замещавшие государственные должности Санкт-Петербурга, в том числе лица, прикомандированные к государственным органам Санкт-Петербурга, и уволенные с государственной должности Санкт-Петербурга, имеют право на получение ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, страховой пенсии по инвалидности), которые предусмотрены настоящей статьей, в случае освобождения от государственной должности Санкт-Петербурга.
Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) устанавливается после достижении возраста, установленного частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Ежемесячная доплата к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в случае потери трудоспособности в период осуществления полномочий по государственной должности Санкт-Петербурга со дня назначения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, страховой пенсии по инвалидности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 действующего с "дата" Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону (ч.1.1 ст. 8 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пункту 4 статьи 2.1 Федерального закона от "дата" N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от "дата" N 446-ФЗ) в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от "дата" N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от "дата" N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от "дата" N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Законом Санкт-Петербурга от "дата" N... в Закон N... "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" были внесены изменения, вступившие силу с "дата", в соответствии с которыми одним из условий, дающих права на установление доплат к пенсии являлось достижение возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, доплаты за стаж государственной гражданской службы на территории Санкт-Петербурга устанавливаются гражданам только при достижении возраста, определенного действующим законодательством для назначения пенсии по старости.
В связи с указанным, довод апелляционной жалобы истца о необоснованном прекращении Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга выплаты ему ежемесячной доплаты к пенсии со ссылкой на введение 2 и 3 абзацев части 1 статьи 13 Закона Санкт-Петербурга N 224-28 устанавливающих ограничения по назначению ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности только с "дата", выводы суда не опровергают, о нарушении либо неправильном применении норм процессуального либо материального права не свидетельствуют, поскольку прекращение выплаты спорной ежемесячной доплаты было осуществлено на основании принятого Федерального закона N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно с финансированием за счет средств их бюджетов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 12-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N 332-О-П, от "дата" N 473-О-О и от "дата" N 1060-О-О).
Так, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос об обжаловании норм Закона Санкт-Петербурга N... "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга N... и N... "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга" в Определении от "дата" N... указывал на недопустимость установления разных условий для лиц, имеющих единый правовой статус. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в данном определении указал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к пенсии.
Таким образом, законодатель Санкт-Петербурга в рамках своих полномочий, руководствуясь принципом социальной справедливости и конституционным принципом равенства, предусматривающих одинаковые правовые последствия для лиц, относящихся к одной социальной категории, определилобъективный критерий установления доплат к пенсии за стаж - достижении возраста, установленного частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В связи с указанным, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что правовое регулирование направлено на достижение оптимального сочетания унификации и дифференциации в правовом регулировании отношений социального обеспечения лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, и лиц, замещающих должности государственной службы субъекта Российской Федерации.
Установление данных гарантий как лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, так и лицам замещающим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, в полной мере соответствует организации и функционирования государственной власти субъекта Российской Федерации, характеру профессиональной деятельности указанной категории лиц, предъявляемым квалификационным требованиям, вводимым ограничениям, связанным с осуществлением их служебных полномочий, и призвано обеспечить им социальную защиту, в том числе после прекращения полномочий.
Право на получение ежемесячных доплат к пенсии обеспечивается из средств бюджета Санкт-Петербурга на условиях и в порядке, определяемых федеральным законодательством и законами Санкт-Петербурга.
Законы Санкт-Петербурга: "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга", не гарантировали получателям доплат их пожизненной выплаты, так как устанавливать такого рода выплаты субъект Российской Федерации вправе лишь при возможности финансирования из бюджета субъекта.
Субъект был вправе изменить или отменить размер и условия ежемесячных выплат с учетом своих финансовых возможностей.
При таких обстоятельствах, установив указанные выше обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм, которое приведет к необоснованному обеспечению мерами социальной поддержки, следовательно, к нецелевому расходованию бюджетных средств.
Расширенное толкование правовых норм, устанавливающих меры социальной поддержки, и влекущее необоснованное увеличение объема бюджетных расходов, недопустимо, а безосновательное осуществление выплат из бюджета представляет собой нарушение охраняемых законом публичных интересов.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что, несмотря на отсутствие у Гуляева С.В. права на получение ежемесячной доплаты к пенсии по старости, назначаемой в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" и Законом Санкт-Петербурга "О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга", он имеет право на государственное пенсионное обеспечение в виде пенсии по старости, то есть его пенсионное обеспечение осуществляется в порядке и на условиях предусмотренных ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых судом доказательств, оценка которым дана согласно статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.04.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.