г. Нижний Новгород
15 июня 2022 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Мироновой Н.В.
при секретаре Кулагиной А.А, рассмотрев с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Красновой "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости
по частной жалобе государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 апреля 2022 года о назначении судебной экспертизы, приостановлении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
Краснова Е.Г. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 299, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 17 391 405, 5 рублей.
Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что подтверждается отчетом об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным ООО "Центр оценки и права", согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 8 554 000 рублей.
Административный истец считает, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют рыночной стоимости и нарушают его права, как плательщика имущественного налога, и просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 8 554 000 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2022 года по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "РегионЗемОценка" Кальянову В.Н. Оплата за производство экспертизы возложена на административного истца Краснову Е.Г, производство по делу приостановлено.
Согласно заключению эксперта ООО "РегионЗемОценка" Кальянова В.Н. N 03/02/22-ЗЭ, отчет N 560-21 от 22 декабря 2021 года, выполненный ООО "Центр оценки и права" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Выводы оценщика о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости обоснованы.
Представителем государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" представлены возражения на отчет N 560-21 от 22 декабря 2021 года, выполненный ООО "Центр оценки и права", согласно которым указанный отчет об оценке является недостоверным и не может служить доказательством в установлении рыночной стоимости, поскольку при его составлении были нарушены принципы достаточности и достоверности используемой информации (п.13 ФСО N1). В нарушение пункта 5 ФСО N 3 отчет об оценке вводит в заблуждение относительно величины корректировки на местоположение в сравнительном подходе (стр.60, 63). Также в нарушение пункта 5 ФСО N 3 отчет вводит в заблуждение относительно корректировки на техническое состояние в сравнительном подходе (стр.61, 65) по объекту аналогу N 1.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 апреля 2022 года по делу была назначена повторная судебная экспертиза, расходы по проведению экспертизы в сумме 25 610 рублей возложены на административного ответчика ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация", на время проведения повторной судебной экспертизы производство по делу приостановлено.
В частной жалобе административный ответчик ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" (далее ГБУ РБ "ГКО и ТИ") просит отменить определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 апреля 2022 года, как незаконное принятое с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. ГБУ РБ "ГКО и ТИ" считает, что возложение расходов по производству экспертизы на ГБУ РБ "ГКО и ТИ" необоснованно, поскольку ходатайство о назначении экспертизы не заявляли, в связи с чем обязанность внести денежные средства для ее оплаты противоречит действующему законодательству.
Относительно доводов частной жалобы, представителем административного истца представлены возражения о их необоснованности и законности принятого судебного акта.
Представитель административного истца Фатихова Э.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции (с использованием систем видеоконференц-связи) пояснила, что доводы частной жалобы несостоятельны и просила определение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 КАС РФ, лежит на административном истце.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Частями 1, 2, 6 статьи 77 КАС РФ предусмотрено, что в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. На время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено.
Как разъяснено в пунктах 19, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (статья 62 КАС РФ).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что Краснова Е.Г. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 299, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"..
Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, Краснова Е.Г. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с требованиями об установлении его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости.
В подтверждение своих доводов административный истец представила в суд отчет об оценке N 560-21 от 22 декабря 2021 года, подготовленным ООО "Центр оценки и права".
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 февраля 2022 года по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "РегионЗемОценка" Кальянову В.Н.
Согласно заключению эксперта ООО "РегионЗемОценка" Кальянова В.Н. N 03/02/22-ЗЭ, отчет N 560-21 от 22 декабря 2021 года, выполненный ООО "Центр оценки и права" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Выводы оценщика о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости обоснованы.
Представителем государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" представлены возражения на отчет N 560-21 от 22 декабря 2021 года, выполненный ООО "Центр оценки и права", согласно которым указанный отчет об оценке является недостоверным и не может служить доказательством в установлении рыночной стоимости.
Впоследствии, в ходе рассмотрения дела был допрошен эксперт Кальянов В.Н, который выполненное им экспертное заключение поддержал.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав распоряжение правительства Российской Федерации N3214-р от 16 ноября 2021 года, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для назначения по делу экспертизы, проведение которой поручено эксперту ФБУ Башкирской ЛСЭ Минюста России.
В силу части 1 статьи 202 КАС РФ определение суда первой инстанции может быть обжаловано отдельно от обжалования решения суда, если это предусмотрено настоящим Кодексом, либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела.
Требования к содержанию определения суда о назначении экспертизы содержатся в статье 78 КАС РФ.
Исходя из положений статей 115, 193 КАС РФ определение суда о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано лишь по вопросам, связанным с судебными расходами, а также в части приостановления производства по административному делу.
В соответствии с частью 3 статьи 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.
Если экспертиза назначена по ходатайству лица, участвующего в деле, не освобожденного от уплаты сумм за проведение экспертизы, в определении также указывается на обязанность этого лица внести в срок, установленный судом, на счет, определяемый в соответствии со статьей 109 КАС РФ, денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, в размере, определенном судом на основании соглашения сторон и эксперта (часть 4 статьи 78 КАС РФ).
Статьей 109 КАС РФ определено, что денежные суммы, подлежащие выплате экспертам предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет суда субъекта, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если такая просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях (часть 1). В случае, если назначение экспертов осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Приведенные положения КАС РФ свидетельствуют об обязательности авансирования (предварительного внесения) судебных расходов в части сумм, подлежащих выплате экспертам. При этом они не регулируют вопросы распределения судебных издержек по итогам рассмотрения спора. Порядок распределения судебных издержек, понесенных судом при рассмотрении дела, урегулирован положениями статьи 111 КАС РФ.
Общим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу, что следует из содержания главы 10 КАС РФ и разъяснений пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Следовательно, расходы на проведение судебной экспертизы наряду с иными понесенными по делу судебными расходами подлежат окончательному распределению между сторонами по итогам разрешения настоящего спора по существу с учетом специфики его предмета и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, независимо от того, по чьей инициативе она была назначена и кто предварительно внес денежную сумму, подлежащую выплате эксперту, на депозитный счет суда.
Из материалов дела следует, что лица, участвующие в деле ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы не заявляли.
В судебном заседании определением Верховного Суда Республики Башкортостан в связи с возникшими сомнениями о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФБУ Оренбургская ЛСЭ Минюста России, оплата возложена на административного ответчика ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация", производство по делу приостановлено до получения заключения экспертизы.
Возлагая предварительную обязанность по оплате судебной экспертизы на административного ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку со стороны административного ответчика ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" было выражено несогласие с вышеуказанным отчетом об оценке, суд пришел к выводу о назначении судебной экспертизы с учетом поступивших возражений на отчет об оценке и возложении расходов по оплате судебной экспертизы на административного ответчика ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация".
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что как от административного ответчика, так и от других лиц, участвующих в деле, ходатайств о назначении судебной экспертизы не поступало, соответственно они не давали согласия на ее оплату, экспертиза была назначена по инициативе суда, что прямо следует из протокола судебного заседания от 5 апреля 2022 года (л.д. 12 т.2), между тем приведенные выше положения КАС РФ регулируют правила об обязательности предварительной оплаты расходов в части сумм, подлежащих выплате экспертам, исходя из наличия соответствующего ходатайства стороны по делу.
Таким образом, в отсутствие ходатайства административного ответчика о назначении судебной экспертизы, основания для возложения на него обязанности по авансированию (предварительному внесению) судебных расходов у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое определение подлежит отмене в части возложения расходов по проведению судебной экспертизы на ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация".
Частью 2 статьи 109 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
С учетом части 2 статьи 109 КАС РФ суд апелляционной инстанции полагает, что поскольку вопрос о назначении повторной экспертизы был поставлен на разрешение лиц, участвующих в деле, по инициативе суда, то оплата услуг эксперта должна быть произведена за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В остальной части содержание определения суда первой инстанции соответствует требованиям статьи 78 КАС РФ, в нем указаны все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 78 КАС РФ. Вопросы, по которым требуется заключение эксперта, определены исходя из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.
Поскольку проведение судебной экспертизы препятствует рассмотрению дела и требует определенного времени, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями части 6 статьи 77, пункта 5 части 1 статьи 191 КАС РФ и приостановил производство по делу.
Иных нарушений норм процессуального права, кроме неверного возложения расходов по проведению судебной экспертизы на ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация", судом первой инстанции не допущено, а изложенные в частной жалобе доводы не влекут отмену определения суда.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение в части возложения расходов по проведению судебной экспертизы на ГБУ РБ "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" подлежит отмене.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 апреля 2022 года в части возложения расходов по проведению судебной экспертизы на государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" - отменить.
В отмененной части принять новое определение.
Оплату за производство экспертизы в размере 25 610 рублей произвести за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В остальной части определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 апреля 2022 года оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан
Мотивированное апелляционное определение составлено - 24 июня 2022 года.
Судья Н.В. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.