ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Мироновой Н.В, рассмотрев частную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства к Совету сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Совету сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда.
В обоснование заявленных требований Федеральное агентство лесного хозяйства указало, что решением Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 утверждены внесение изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
По результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы сельского поселения Михайловский сельсовет, определенные основным чертежом генерального плана установлено включение в границы населенных пунктов лесных участков расположенных на землях лесного фонда:
с. Михайловка - в квартале 34 ч. выдела 11, в квартале 36 выдела 1, 2, 4, 5, в квартале 41 выделах 10, 11, 13, 30, 37, 38, 39, в квартале 42 ч. выделов 10, 13, 20 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества;
д. Суровка - в квартале 37 ч. выдела 9, в квартале 36 ч. выделов 5, 6, 10-13 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества;
д. Мударисово - в квартале 27 ч. выделов 5, 8, 12-17, 22, 24, 34 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества;
д. Вавилово - в квартале 41 ч. выделов 3, 7, 28, 35, 41, в квартале 42 ч. выделов 15, 16 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества.
Общая площадь пересечения составляет 141 465 кв.м.
При принятии вышеуказанного решения, согласование проекта документа территориального планирования сельского поселения Михайловский сельсовет, в части включения в границы населенных пунктов вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено.
Федеральное агентство лесного хозяйства полагает, что указанный нормативный правовой акт не соответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Порядка согласования проекта документов территориального планирования муниципальных образований, состава порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года N 460.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2022 года в принятии административного искового заявления Федерльного агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда отказано на основании пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С указанным определением не согласилось Федеральное агентство лесного хозяйства, предъявив частную жалобу, в которой содержится требование об отмене определения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления.
В обоснование доводов, изложенных в частной жалобе, Федеральное агентство лесного хозяйства указало, что определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления является незаконным и необоснованным, поскольку Федеральное агентство лесного хозяйства относится к категории субъектов отношений, которые вправе в соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта муниципального образования или субъекта РФ недействующим полностью или в части, если изданным актом нарушаются законные интересы Российской Федерации, в части изменения границ лесов, лесничества и лесопарков. Принятие оспариваемого акта, предусматривающего включение в границы населенных пунктов лесных участков из состава земель лесного фонда и, соответственно устанавливающего иное целевое назначение иной правовой режим указанных земель, препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также передаче указанных земельных участков в пользование в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ, чем нарушаются права собственника Российской Федерации и лиц, использующих леса
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на данное определение судьи первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 статьи 315 КАС РФ предусмотрено, что частная жалоба, представление прокурора подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, установленными настоящей статьей.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 310 часть 2 пункты 1-4 КАС РФ).
Такие нарушения при принятии решения об отказе в принятии административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства было допущено судьей первой инстанции.
Отказывая в принятии административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда, судья пришел к выводу, что Федеральное агентство лесного хозяйства не обладает полномочиями на обращение в суд с заявлением об оспаривании документа территориального планирования в порядке главы 21 КАС РФ, поскольку не является лицом, в отношении которого применен оспариваемый нормативный акт (акт действует в отношении землепользователей, неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования), и не является участником соответствующих правоотношений в смысле положений частей 1-3 статьи 208 КАС РФ, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы административного истца.
Установив указанные обстоятельства, судья пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ (из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца) для отказа в принятии административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда.
С указанными выводами судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может, и, как следствие, не может согласиться с решением об отказе в принятии административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда в силу следующего.
Лесной фонд, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 г. N 1-П и от 7 июня 2000 г. N 10-П; определения от 27 июня 2000 г. N 92-О и от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О).
Как следует из содержания административного искового заявления и приложенных к нему документов решением Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 утверждены внесение изменений в Генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
В исковом заявлении Федерального агенства лесного хозяйства указано, что по мнению административного истца, основанного на результатах выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы сельского поселения Михайловский сельсовет, определенные основным чертежом генерального плана установлено включение в границы населенных пунктов лесных участков расположенных на землях лесного фонда:
с. Михайловка - в квартале 34 ч. выдела 11, в квартале 36 выдела 1, 2, 4, 5, в квартале 41 выделах 10, 11, 13, 30, 37, 38, 39, в квартале 42 ч. выделов 10, 13, 20 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества; площадь пересечения 35 169
д. Суровка - в квартале 37 ч. выдела 9, в квартале 36 ч. выделов 5, 6, 10-13 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества; площадь пересечения 54 784;
д. Мударисово - в квартале 27 ч. выделов 5, 8, 12-17, 22, 24, 34 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества; площадь пересечения 26 244;
д. Вавилово - в квартале 41 ч. выделов 3, 7, 28, 35, 41, в квартале 42 ч. выделов 15, 16 Красноярского участкового лесничества Уфимского лесничества, площадь пересечения 25 268.
По мнению административного истца общая площадь пересечения составляет 141 465 кв.м.
При принятии вышеуказанного решения, согласование проекта документа территориального планирования сельского поселения Михайловский сельсовет, в части включения в границы населенных пунктов вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не производилось.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статьям 125, 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства, находящееся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункты 1, 2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", - далее Положение N 736).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. N 1223 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства" Положение N 736 дополнено пунктом 5.20.3, согласно которому Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
В целях реализации указанных полномочий приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1 февраля 2018 г. N 41 "Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке" утвержден Регламент работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда.
Из приведенных правовых норм следует, что полномочиями на обращение в суд за защитой прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией на земли лесного фонда наделено Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 40 КАС РФ государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, данным кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о принятии административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства у судьи не имелось оснований для отказа в принятии административного иска, поскольку федеральным законом право на обращение в суд с данными требованиями этому органу государственной власти предоставлено.
При таких обстоятельствах оспариваемое определение суда нельзя признать обоснованным и оно подлежит отмене с направлением материала в тот же суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда - отменить.
Материал по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании недействующим решения Совета сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 12 марта 2020 года N 80 "Об утверждении внесения изменений в генеральный план сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" в части включения в границы населенных пунктов участков, расположенных на землях лесного фонда направить в Верховный Суд Республики Башкортостан для рассмотрения заявления со стадии принятия к производству.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Н.В. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.