г. Нижний Новгород
6 июля 2022 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Рогожиной Е.В, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, по частной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 года о взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 года, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 2 852 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
ФИО1 подано в Верховный Суд Республики Башкортостан заявление о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, услуг оценщика "данные изъяты" рублей, судебной оценочной экспертизы "данные изъяты" рублей, а также почтовые расходы "данные изъяты" рублей.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 года указанное заявление удовлетворено, взысканы с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины "данные изъяты" рублей, судебной экспертизы в размере "данные изъяты" рублей, услуг по оценке в размере "данные изъяты" рублей, почтовые расходы в размере "данные изъяты" рублей.
В частной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, полагая указанное определение суда незаконным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права, а именно при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказать.
В обоснование жалобы указывает, что административный истец не использовал способы досудебного урегулирования, которые предоставляются бесплатно и не требуют дополнительных затрат, а выбрал иной путь снижения кадастровой стоимости.
Полагает, что бремя доказывания лежит на административном истце, при этом считает невозможным и недоказанным взыскание судебных расходов за досудебную оценку, так как представитель административного истца не просил суд рассмотреть отчет об оценке как доказательство заявленных требований, а заявил ходатайство о назначении по делу судебный экспертизы, тем самым поставив под сомнение представленный стороной административного истца отчет об оценке.
Расходы по оплате судебной экспертизы возникли по инициативе административного истца, так как отчет о рыночной стоимости объектов оценки не принят судом в качестве доказательства.
Судебные расходы должны относиться на административного истца, поскольку решение суда по делу не может расцениваться как принятое против ответчика, не имеющего противоположных с истцом юридических интересов.
Сведений о том, что при проведении кадастровой оценки имели место нарушения методологии проведения массовой оценки не представлено и в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Также указывает, что ответчиками по данной категории дел являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также организация, наделенная государственными полномочиями, то есть, финансирование происходит из бюджета, а при удовлетворении требований о возмещение административному истцу расходов будет происходить за счет бюджетных средств и возникнет дисбаланс бюджета по поступлениям и выбытиям денежных средств.
Относительно доводов частной жалобы административным истцом представлены возражения.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы и возражений на неё, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Порядок возмещения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости урегулирован главой 10 КАС РФ, разъяснен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Из материалов дела следует, что ФИО1, является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3245 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", вид разрешенного использования: для размещения здания станции технического обслуживания; для размещения автосалона; для обслуживания здания СТО и автосалона, обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 года, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере "данные изъяты" рублей.
Разрешая заявленные о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции, правильно применив положения статей 103, 106, 111 КАС РФ, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N20-П, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания судебных расходов.
При этом суд первой инстанции, определяя лицо, за счет которого подлежат возмещению судебные расходы стороне, в пользу которой состоялось решение, посчитал, что эти расходы должны быть отнесены на административного ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах и сделаны при правильном применении норм процессуального права, в связи с чем, доводы частной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Статьей 106 КАС РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
Положениями статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащихся в пунктах 21, 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1), положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 111 КАС РФ) не подлежат применению при разрешении: требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 КАС РФ).
В частной жалобе административный ответчик указал, что обращение административного истца в суд с иском об установлении кадастровой объектов недвижимости связано с реализацией его права на установление кадастровой стоимости, а не с нарушением прав административного истца административным ответчиком, при рассмотрении дела не установлено, что имели место нарушения методологи проведения кадастровой оценки.
Указанные доводы частной жалобы не могут повлечь отмену определения суда по следующим основаниям.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав административного истца административным ответчиком.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года N20-П возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу; при этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
При решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений административного ответчика на требования административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда: ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года утверждена в порядке массовой оценки приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года" в размере "данные изъяты" рубля, что в более чем 2, 8 раза или на 65, 12% превышает его кадастровую стоимость, установленную судом, равной его рыночной стоимости, в размере "данные изъяты" рублей.
Таким образом, ранее определенная кадастровая объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере рыночной стоимости, что это свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретным объектам недвижимости, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно взыскал расходы с административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что такое отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, и не требует представления дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объекта недвижимости.
Анализируя состав и размер взысканных с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан судебных расходов, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 следует, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Из материалов дела следует, что административным истцом при обращении в суд понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, что подтверждается платежным поручением N 131 от 31 мая 2021 года, почтовые расходы в сумме "данные изъяты" рублей, что подтверждается кассовыми чеками от 15 и 24 июня 2021 года.
Также при обращении в суд с административным исковым заявлением административным истцом представлен отчет об оценке N 110С-21 от 19 апреля 2021 года, выполненный оценщиком ООО "Консалт", расходы, по составлению которого составили "данные изъяты" рублей, что подтверждается договором на представление услуг по оценке N 110С-21 от 7 апреля 2021 года, актом выполненных работ от 19 апреля 2021 года, факт несения данных расходов подтверждается платежными поручениями N60 от 8 апреля 2021 года и N 76 от 19 апреля 2021 года.
Суд апелляционной инстанции находит верными выводы суда о том, что расходы, понесенные административным истцом по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, по оплате государственной пошлины, а также почтовые расходы, были необходимы для реализации права административного истца на обращение в суд, факт несения которых надлежащим образом документально подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Ссылки в частной жалобе на то, что административный истец имел возможность избежать несения судебных расходов, обратившись в бюджетное учреждение по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, являются формальными и вышеприведенных выводов суда по существу не опровергают.
Также в ходе рассмотрения дела с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 августа 2021 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО Оценочная компания "ТерраНова", при этом внесенные административным истцом "данные изъяты" рублей (платёжное поручение N214 от 12 августа 2021 года), в соответствии с определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 октября 2021 года, перечислены со счёта Верховного Суда Республики Башкортостан на счёт экспертной организации.
Поскольку необходимость проведения судебной экспертизы установлена определением суда первой инстанции, заключение эксперта положено в основу принятого в пользу ФИО1 судебного решения, судом правильно сделан вывод о взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан судебных расходов по проведению судебной экспертизы в пользу административного истца в размере "данные изъяты" рублей.
Доводы частной жалобы о том, что не подлежат взысканию издержки, связанные с получением отчета об оценке, поскольку он не был принят в качестве доказательства, отвечающего требованиям допустимости и относимости, а также с проведением судебной экспертизы, назначенной по инициативе административного истца, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого определения и повлечь его отмену не могут.
Требования к содержанию административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и прилагаемым к нему документам сформулированы в статье 246 КАС РФ, пунктом 4 части 2 которой установлено, что, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, прикладывается в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В силу разъяснений, данных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 в случаях, когда законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом) признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 106, 129 КАС РФ).
В данном случае административный истец не мог обратиться в суд без представления отчета об оценке, а необходимость проведения судебной экспертизы по делу установлена определением суда первой инстанции, в связи с чем, вышеназванные судебные расходы являются необходимыми судебными расходами и подлежат взысканию с административного ответчика.
Вопреки доводам частной жалобы оснований считать завышенной стоимость услуг по оценке объекта недвижимости, а также по проведению судебной экспертизы, которые подтверждены материалами дела и являются разумными, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод частной жалобы о порядке финансирования не свидетельствует о незаконности оспариваемого определения суда, поскольку административный ответчик законом не освобожден от возмещения расходов, понесенных административным истцом при восстановлении своего нарушенного права в суде.
Другие доводы частной жалобы правовых оснований к отмене определения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным ответчиком примененных судом норм права.
Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Судья Е.В. Рогожина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.