Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Султанова Ленара Ильнуровича на вступившие в законную силу постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, Султанов Ленар Ильнурович (далее - Султанов Л.И.) признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию с применением частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Султанов Л.И. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными, указывая при этом на нарушение права на защиту при рассмотрении настоящего дела судьей городского суда.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных решений не имеется.
Все нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзаца 2 статьи 10 Федерального закона N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 31 Федерального закона N 52-ФЗ закреплено, что в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято постановление от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача от 27 июля 2020 года N22) (далее - постановление Главного государственного санитарного врача N 7).
Согласно пункту 2.1 названного постановления на граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) возложена обязанность по заполнению анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно - карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации постановлено обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
Гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации необходимо пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1) (пункт 2.2 постановление Главного государственного санитарного врача N 7).
Приведенные требования Султановым Л.И. в полной мере соблюдены не были.
Как усматривается из материалов дела 3 июня 2021 года Султанов Л.И. прибыл на территорию Российской Федерации через пункт пропуска "Самара (Курумоч)" из Объединенных арабских Эмират и в нарушение пунктов 2.1, 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", статьи 10, пунктов 1 и 3 статьи 31 Федерального закона N 52-ФЗ не выполнил требования по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс) и в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/l).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в отношении Султанова Л.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16 июля 2021 года (л.д. 2-5); скриншотом страницы базы данных - список лиц, пребывающих на территорию Российской Федерации (л.д. 17-19), а также иными материалами дела, которым дана юридическая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Султанов Л.И. обязан был разместить сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Согласно приложенной к жалобе распечатке из электронной почты, результаты подателю жалобы о прохождении исследования в электронном виде поступили только 7 июня 2021 года, что также свидетельствует о том, что Султанов Л.И. в установленный срок не разместил сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных услуг.
Вопреки доводам жалобы из смысла содержания пункта 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации необходимо совершить два самостоятельных действия, а именно: пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" не носит рекомендательный характер, оно является обязательным к исполнению. Требования пункта 2.2 названного постановления заявителем не выполнены, поскольку, несмотря на своевременность прохождения лабораторных исследований на COVID-2019 методом ПЦР, информация о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/l) Султановым Л.И. не размещена.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Султанова Л.И, не усматривается.
Таким образом, предыдущие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении Султановым Л.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его действия правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Жалоба на постановление рассмотрена судьей второй инстанции в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, доводы Султанова Л.И. рассмотрены, мотивы, по которым они отклонены, приведены в решении, не согласиться с ними оснований не имеется.
Несогласие Султанова Л.И. с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Султанова Л.И. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено СултановуЛ.И. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан с применением положений статьи 4.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о нарушении судьей городского суда при рассмотрении дела права Султанова Л.И. на защиту при рассмотрении настоящей жалобы своего подтверждения не нашли.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 6), лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343 (указанный приказ признан утратившим силу, приказом ФГУП "Почта России" от 7 марта 2019 года N 98-п утвержден новый "Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений"), В соответствии с пунктом 11.1 "Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений", утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 7 марта 2019 года 98-п, почтовые отправления разряда "Судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "Судебное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются. Срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня ОПС после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Судьей городского суда принимались необходимые меры для надлежащего извещения Султанова Л.И. о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 16 сентября 2021 года путем направления ему извещения о месте и времени рассмотрения дела по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела.
Как следует из отчета об отслеживании отправления ФГУП "Почта России" с почтовым идентификатором N, заказное почтовое отправление, содержащее извещение о месте и времени рассмотрения дела, направлено Султанову Л.И. 27 августа 2021 года и возвращено в городской суд 9 сентября 2021 года в связи с истечением срока хранения (л.д.28), что свидетельствует соблюдении порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений и позволяет признать Султанова Л.И. надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания. Соответственно указанное обстоятельство, учитывая, что посредством телефонной связи связаться с Султановым Л.И. не представилось возможным, что также подтверждается материалами дела (л.д.29), позволяло судье городского суда рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении в отсутствие Султанова Л.И.
Вместе с тем, имеются основания для изменения принятых по делу судебных актов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает предоставления доказательств на любой стадии судебного производства, в том числе, при рассмотрении жалобы на вступившие в законную силу судебные акты.
К настоящей жалобе приложены результаты прохождения Султановым Л.И. лабораторных исследований лечебно-диагностического центра БИОМЕД на определение РНК коронавируса COVID-19 (SARS-CoV) методом ПЦР - 4 июня 2021 года (первый тест) и 7 июня 2021 года (второй тест). Согласно указанным результатам РНК коронавируса COVID-19 (SARS-CoV) не обнаружена.
Таким образом, нарушение Султановым Л.И. пункта 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года N 7 в части непрохождения лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации подлежит исключению из объема вмененного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Султанова Ленара Ильнуровича изменить: исключить из объема вмененного правонарушения нарушение Султановым Ленаром Ильнуровичем пункта 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N7 в части непрохождения лабораторного исследовании на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, а жалобу Султанова Ленара Ильнуровича -без удовлетворения.
Судья С.И.Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.