Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкин В.Н., рассмотрев поданную 26 мая 2022 года кассационную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на апелляционное определение судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года по административному делу N 3а-29/2021 по административному исковому заявлению Бушмелева В.О. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление Бушмелева В.О, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере 1 484 700 рублей по состоянию на 27 апреля 2016 года.
18 октября 2021 года Бушмелев В.О. обратился в суд первой инстанции с заявлением о взыскании судебных расходов, понесенных по данному административному делу.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан 1 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года, заявление Бушмелева В.О. удовлетворено, с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в пользу Бушмелева В.О. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей.
Не согласившись с апелляционным определением, представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в кассационной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить, отказать в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра". Указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не утверждало результаты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с абзацем вторым пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе определение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность определения суда первой инстанции.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республик Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на
1 января 2015 года.
Судами установлено, что земельный участок, в отношении которого заявлен административный иск, поставлен на кадастровый учёт 27 апреля 2016 года, его кадастровая стоимость определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан.
Руководствуясь правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, а также разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости", суд первой инстанции и суд апелляционной инстанции, исходя из характера спорных правоотношений и их правового регулирования, пришли к правомерному выводу о необходимости возложения обязанности по возмещению судебных расходов на ФГБУ "ФКП Росреестра" исходя из тех обстоятельств, что определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, а также объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик относится к компетенции ФГБУ "ФКП Росреестра", а сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 апреля 2018 года на основании акта, утверждённого филиалом указанного учреждения.
Ввиду значительного расхождения между утвержденной ранее кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью
(5 622 750 рублей и 1 484 700 рублей) судебные расходы должны быть возмещены административному истцу на основании части 3 статьи 111, части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на произвольном, ошибочном толковании норм материального права. В данном конкретном случае имеет место не утверждение результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьёй 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном статьёй 24.19 названного закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 декабря 2021 года и апелляционное определение судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья В.Н. Сказочкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.