Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Кизирбозунц Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федорова Артура Валерьевича на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2021 года по гражданскому делу N 2-3029/2021 по иску Федорова Артура Валерьевича к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, об обязании признать инвалидом, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Федоров А.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, просит признать незаконным решение ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" Минтруда России об отказе в установлении ему инвалидности от 29 мая 2012 года, обязать ответчика признать его инвалидом с 29 мая 2012 года по 20 мая 2020 года. В обоснование иска указано, что 29 мая 2012 года истец прошел медико-социальную экспертизу в ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" Минтруда России по результатам которой он не был признан инвалидом, поскольку по представленным медицинским, медико-экспертным документам, личному осмотру выявлены незначительные нарушения, не приводящие к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности, благоприятный клинический и трудовой прогноз, высокий реабилитационный потенциал, что не дает основание для признания инвалидом. 11 июня 2020 года истец снова прошел медико-социальную экспертизу, по результатам которой он был признан инвалидом III группы, инвалидность с детства. Обоснованием данного экспертного решения явилось следующее: по представленным медицинским документам выявлены умеренные статодинамические функции, психической функции, приводящие к ограничению способности к самообслуживанию 1 степени, к самостоятельному передвижению 1 степени, к трудовой деятельности 1 степени, к общению 1 степени, к ориентации 1 степени, что дает основание для признания инвалидом третьей группы с причиной инвалидности с детства бессрочно (учитывая отсутствие реабилитационного потенциала, ребенок-инвалид с 7 лет, инв. 3 гр. в 2006-2011 годах). Таким образом, истец является ребенком-инвалидом с 7 лет с 3 группой инвалидности с 2006 года, физически не мог перестать им быть с 05 мая 2012 года по 21 мая 2020 года, т.к. он является инвалидом с детства с основным диагнозом G80 (детский церебральный паралич).
Указанная болезнь является непрерывной, неизлечимой, бессрочной и пожизненной, а следовательно, инвалидность не могла прерываться во времени и быть купирована. За период с 29 мая 2012 года по 21 мая 2020 года за который с истца была снята инвалидность, он не мог пользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года и "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года, т.е. были нарушены его права.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 сентября 2021 года в исковых требованиях Федорова Артура Валерьевича к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности, об обязании признать инвалидом, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2021 года решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 сентября 2021 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Федоровым А.В, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и удовлетворении требований истца.
От ответчика поступили письменные пояснения.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Федоров А.В. освидетельствован в межрайонном бюро N 2 в 2004 году, установлена категория "ребенок-инвалид" на год; в 2006 году - в филиале N 2 установлена категория "ребенок-инвалид" до достижения Федоровым А.В. 18-тилетия; в 2006, 2007, 2009, 2010, 2011 годах в филиале N 6 устанавливалась III группа инвалидности на год с причиной "инвалид с детства"; с 05 по 29 мая 2012 года освидетельствован в бюро N 40 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" - не признан инвалидом, по представленным медицинским, медико-экспертным документам, личному осмотру выявлены незначительные нарушения, не приводящие к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности, благоприятный клинический и трудовой прогноз, высокий реабилитационный потенциал, что не дает основания для признания инвалидом; 28 июня 2012 года освидетельствован в экспертном составе N 3 Главного бюро в порядке обжалования, в результате чего, решение бюро N 40 - филиала подтверждено; с 21 мая по 11 июня 2020 года - заочно освидетельствован в бюро N 4 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан", установлена III группа инвалидности бессрочно с причиной "инвалидность с детства".
Определением суда от 23 июня 2021 года назначена судебная заочная медико-социальная экспертиза в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно заключению экспертной комиссии ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 июля 2021 года по результатам комплексной оценки состояния организма на основании анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных по представленным на медико-социальную экспертизу медицинским (направление на МСЭ от 03 мая 2012 года, выписки из медицинской карты нейрохирургического отделения МУ ГКБ N 21 г..Уфы с 15 сентября 2011 года по 20 сентября 2011 года, медицинской карты N), медико-экспертным документам (акт N с 05 мая 2012 года по 29 мая 2012 года, карта социальной диагностики, экспериментально-психологическое заключение), на основании действующих нормативно-правовых документов по МСЭ на момент освидетельствования Федорова А.В. 29 мая 2012 года: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года Nн Об утверждении классификаций и критериев федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, Правила признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N выявлены незначительные нарушения функций организма (состояние удовлетворительное, положение больного - активное, во времени и пространстве ориентирован, внимание и память сохранены, речь - без патологии, агнозии нет, апраксии нет, мышечная система не изменена, координационных нарушений нет, тазовых расстройств нет, позвоночник - норма), не приводящие к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности (речь внятная, передвигается самостоятельно, за пределы дома выходит часто без сопровождения, самостоятельно выполняет повседневные навыки личной гигиены, способность к самообслуживанию сохранена), не нуждается ~ в постоянной посторонней помощи, благоприятный клинический и трудовой прогноз, высокий реабилитационный потенциал, что согласно п. 3 и п. 4 Классификаций
и критерий и п. 5, п. 6 Правил не дает оснований для признания инвалидом. На момент освидетельствования Бюро N 40 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" Минтруда России с 05 по 29 мая 2012 года оснований для установления группы инвалидности Федорову А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имелось.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции с учетом заключения судебной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которым установлено, что на момент освидетельствования в 2012 году оснований для установления группы инвалидности Федорову А.В. не имелось, пришел к выводу о том, что при проведении в 2012 году освидетельствования Федорова А.В. нарушений законодательства ответчиком не допущено, освидетельствование проведено компетентными лицами, в пределах своих полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма истца на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных истца.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку выводы суда первой и апелляционной инстанций обоснованы, приведенные выше выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилам признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", Порядку организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 31 Он, Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", ст. 56, 67, 86, 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанций не опровергли.
Так статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" (далее - ЕАВИИАС).
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Исходя из Правил признания лица инвалидом признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы (пункт 2) и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); медико-социальная экспертиза проводится по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро, в предусмотренных названными Правилами случаях (пункт 24).
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36 Правил признания лица инвалидом).
Из приведенных нормативных положений следует, что признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Сведения о лице, признанном инвалидом (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), включая сведения о результатах проведенной в отношении его медико-социальной экспертизы, подлежат включению в федеральный регистр инвалидов, оператором которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами правомерно указано на отсутствие оснований для признания действий учреждения медико-социальной экспертизы недействительными.
Доводы кассационной жалобы, что являясь ребенком-инвалидом с 7 лет с 3 группой инвалидности с 2006 года, физически не мог перестать им быть с 05 мая 2012 года по 21 мая 2020 года, так как является инвалидом с детства с основным диагнозом G80 (детский церебральный паралич). Указанная болезнь является непрерывной, неизлечимой, бессрочной и пожизненной, а следовательно, инвалидность не могла прерываться во времени и быть купирована, были предметом оценки судами двух инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Ссылки на несогласие с проведенной экспертизой, что проведена была по имеющимся медицинским документам, отклоняются, поскольку истец обжаловал экспертное решение от 2012 года, то судами и проверялось правомерность отказа в назначении инвалидности истцу на момент проведения освидетельствования.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с результатами проведенной экспертизы и отклоняются судебной коллегией, поскольку экспертиза назначена и проведена в соответствии с требованиями процессуального закона. Сама по себе иная оценка истцом представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта.
Доводы кассационной жалобы, по своей сути направлены на иную оценку доказательств, вместе с тем, такого рода доводы не могут являться основанием для пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм пенсионного законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Федорова Артура Валерьевича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.