Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Сологубова А.В. (далее - Сологубов А.В.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района города Саратова от 26 ноября 2021 г. и решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 15 февраля 2022 г., вынесенные в отношении директора акционерного общества " ФИО1 МАРКЕТ" (далее - АО " ФИО1 МАРКЕТ") Сологубова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района города Саратова от 26 ноября 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Саратова от 15 февраля 2022 г, директор АО "ЕВРАЗ МАРКЕТ" Сологубов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Сологубов А.В. просит отменить состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сологубова А.В. к административной ответственности) невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Исходя из положений статьи 1 указанного Федерального закона под мероприятиями по гражданской обороне понимается организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 16 по 27 августа 2021 г. должностным лицом отделения по Волжскому и Кировскому районам города Саратова отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Евраз Металл Инпром", расположенного по адресу: 410080, Саратовская область, город Саратов, Сокурский тракт, б/н, в рамках осуществления контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением обязательных требований в области гражданской обороны.
По результатам данной проверки выявлены нарушения требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, невыполнение АО "Евраз Металл Инпром" следующих требований и мероприятий в области гражданской обороны:
- в нарушение пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 (далее - Положение о гражданской обороне в Российской Федерации), пунктов 3-5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 г. N 687 (далее - Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях), отсутствует положение об организации и ведении гражданской обороны;
- в нарушение пункта 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктов 3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, отсутствует план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, согласованный с органом местного самоуправления;
- в нарушение подпункта "г" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 (далее - Положение о подготовке населения в области гражданской обороны), пункта 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, не утверждена программа курсового обучения в области гражданской обороны для личного состава, формирований и работников;
- в нарушение подпунктов "г", "д" пункта 5 Положения о подготовке населения области гражданской обороны, пункта 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктов 2-5 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 г. N 284, не проводятся комплексные учения, обеспечивающие подготовку органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- в нарушение пунктов 3-5, подпункта "в" пункта 6, пункта 6.1, подпункта "а" пункта 7 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 (далее - Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств), пунктов 10-21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктов 7, 16.3-16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктов 1.6, 3.4.4, 6.3.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 декабря 2002 г. N 583 (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны), пунктов 4, 5, 9, 13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 декабря 2014 г. N 701 (далее - Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне), не накоплены в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- в нарушение пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пунктов 12, 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктов 16.6, 16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктов 2, 9 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- в нарушение пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктов 2, 3-6, 10-12 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны), пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию объекты гражданской обороны;
- в нарушение пунктов 6, 7, 9, 11, 12, 13, 20 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ от 4 октября 2014 г. N 543 (далее - Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты), пунктов 1.2-2.17 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС РФ от 27 мая 2003 г. N 285 (далее - Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля), не осуществляются мероприятия по накоплению, хранению, учету, использованию и восполнению медицинских средств индивидуальной защиты;
- в нарушение пунктов 7, 9 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктов 25-38 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303, подпунктов "а"-"г" пункта 3, пункта 4, подпункта "г" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, пунктов 16.1, 16.3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, подготовка личного состава эвакуационных органов в области гражданской обороны установленным порядком не проведена;
- в нарушение пункта 16 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 16.9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, не организовано проведение мероприятий по санитарной обработке работников и по обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий;
- в нарушение пункта 16 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктов 3-5, подпункта "в" пункта 6, подпункта "а" пункта 7 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, пункта 16.9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, не созданы запасы дегазирующих веществ и растворов;
- в нарушение пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, не ведется учет существующих объектов гражданской обороны.
Также установлено, что акционерное общество "Евраз Металл Инпром" является собственником защитного сооружения, площадью 128.3 кв.м, с инвентарным номером 64-01-04-229-000, расположенного по адресу: город Саратов, Сокурский тракт, б/н, при содержании которого:
- в нарушение пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, не планируется и не проводится подготовка защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых, их техническое обслуживание, а также текущий и капитальный ремонт;
- в нарушение пункта 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пунктов 2-15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 июля 2005 г. N 575 (далее - Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время), не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Кроме того, в защитном сооружении гражданской обороны класса N 64-01-02-061-000, расположенном по адресу: город Саратов. Сокурский тракт, б/н, имеются следующие нарушения:
- в нарушение пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктов 3.2.11-3.2.25 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования в исправном состоянии;
- в нарушение пункта 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в защитном сооружении отсутствует документация;
- в нарушение пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктов 4.1.1-4.1.7, 4.2.1-4.2.6, 14.3.11, 4.4.1-4.4.5, 4.5.1-4.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не проводятся мероприятия по оценке технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств, систем фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, систем водоснабжения и канализации, энергетических устройств;
- в нарушение пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктов 5.1.1-5.1.7, 5.2.1-5.2.4, 5.3.1-5.3.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны (в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения) не проводятся;
- в нарушение пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пунктов 6.1.1-6.1.4, 6.2.1-6.2.6, 6.3.1-6.3.6, 6.4.1-6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, отсутствует маршрут движения укрываемых и порядок его заполнения укрываемыми;
- в нарушение пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, пункта 1.4, схемы "А" приложения N 1 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, отсутствует звено по обслуживанию защитного сооружения;
- в нарушение пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пункта 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, пункта 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, отсутствуют резиновые детали уплотнения дверей и ставней;
- в нарушение пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, пунктов 3.2.1, 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, пункта 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, не обеспечена гидроизоляция защитного сооружения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 27 августа 2021 г. (л.д. 3-6); актом выездной проверки от 27 августа 2021 г. (л.д. 8-11); решением о проведении выездной проверки от 21 июля 2021 г. (л.д. 12-14), и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных в обжалуемых актах и иных представленных в материалы дела доказательств.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Сологубов А.В, являясь директором АО "ЕВРАЗ МАРКЕТ", осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на него обязанностях по соблюдению требований законодательства в сфере гражданской обороны, исчерпывающие меры по их соблюдению не предпринял.
Деяние названного должностного лица квалифицировано по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Вопреки доводам жалобы материалы дела указывают, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, судебными инстанциями созданы лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав, выяснялись, исследовались все доводы и доказательства, выдвинутые в защиту Сологубова А.В, им дана правильная оценка. Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу выводов суда.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.
Доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, сводятся к несогласию с содержащимися в обжалуемых судебных актах выводами, основаны на ином изложении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения и иной оценки представленных доказательств, не опровергают наличие в деянии директора АО "ЕВРАЗ МАРКЕТ" Сологубова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Аналогичные доводы жалобы являлись предметом исследования и проверки судов предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района города Саратова от 26 ноября 2021 г. и решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 15 февраля 2022 г, вынесенные в отношении директора акционерного общества "ЕВРАЗ МАРКЕТ" Сологубова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Сологубова А.В. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.