Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области на решение Советского районного суда города Брянска от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Емельяненко Л.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Брянску о признании незаконными и отмене заключений.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Емельяненко Л.А. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила признать незаконными и отменить заключение служебной проверки УМВД России по Астраханской области от 11 сентября 2020 года об отсутствии гражданства Российской Федерации, заключение УМВД России по Брянской области от 28 сентября 2020 года по результатам проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации; возложить на УМВД России по городу Брянску обязанность выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
В обоснование административного иска указала, что 14 февраля 2020 года обратилась с заявлением о замене паспорта гражданина России в связи с непригодностью к использованию; получила ответ, согласно которому сведений о приобретении Емельяненко Л.А. российского гражданства не имеется.
Оспариваемыми заключениями установлен факт отсутствия у Емельяненко Л.А. гражданства России, выданные на ее имя паспорта признаны выданными в нарушение установленного порядка. В выдаче паспорта гражданина Российской Федерации отказано в связи с отсутствием гражданства России.
С оспариваемыми заключениями не согласна, поскольку наличие гражданства России неоднократно было признано компетентными органами.
Решением Советского районного суда города Брянска от 28 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 февраля 2022 года, административный иск удовлетворен. Оспариваемые заключения признаны незаконными. На УМВД России по городу Брянску возложена обязанность выдать Емельяненко Л.А. паспорт гражданина Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 марта 2022 года, УМВД России по Астраханской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Считает, что Емельяненко Л.А. не приобрела гражданство России, выводы суда о необоснованности заключения об отсутствии гражданства не мотивированы.
В письменном отзыве УМВД России по Брянской области выражает согласие с доводами кассационной жалобы УМВД России по Астраханской области.
В кассационной жалобе, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 июня 2022 года, УМВД России по Брянской области просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Считает, что Емельяненко Л.А. не приобрела гражданство России, поскольку по состоянию на 6 февраля 1992 года на территории России не проживала. Войсковая часть "данные изъяты", в которой Емельяненко Л.А. работала в качестве гражданского служащего, входила в состав Объединенных вооруженных сил Содружества независимых государств и только в мае 1992 года вошла в состав Вооруженных сил Российской Федерации. По мнению заявителя, судами не дана оценка всем доводам органов внутренних дел.
В письменном отзыве УМВД России по городу Брянску выражает согласие с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Емельяненко (до брака - Белоконенко) Л.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является уроженкой города Харькова; 5 мая 1983 года Дзержинским РОВД города Харькова после смены фамилии Емельяненко Л.А. был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 года серии N N.
В 1983 году Емельяненко Л.А. переехала к месту службы супруга в город Приозерск Джезказганской области Казахстанской ССР. В период с 20 октября 1983 года по 8 августа 1985 года Емельяненко Л.А. работала младшим продавцом ресторана "Россия"; с 2 сентября 1985 года по 9 марта 1987 - санитарной няней в яслях-саду N при войсковой части N; 11 марта 1987 года Емельяненко Л.А. принята машинисткой машинописного бюро в войсковую часть N; 10 ноября 1992 года призвана на действительную военную службу на должность старшего писаря штаба в войсковую часть N (находилась под юрисдикцией Российской Федерации).
В 1998 году супруга Емельяненко Л.А. Емельяненко А.П. перевели к новому месту службы в город Капустин Яр (город Знаменск) Астраханской области в войсковую часть N. Емельяненко Л.А. была уволена в связи с сокращением штатов и переехала вместе с мужем в Астраханскую область, где они проживали по адресу: "адрес".
ОВД города Знаменска (в последующем - ОУФМС России по Астраханской области в городе Знаменске) неоднократно документировало Емельяненко Л.А.:
17 февраля 1999 года выдан новый паспорт серии N N связи с утратой паспорта;
13 июля 2001 года выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии N N в связи с обменом;
3 сентября 2004 года выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии N N (уничтожен в 2009 году в связи с заменой паспорта по достижению возраста 45 лет);
27 апреля 2009 года выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии N N.
В 2009 году после увольнения со службы Емельяненко Л.А. вместе с супругом переехала для постоянного проживания в Брянскую область, где зарегистрировалась по адресу: "адрес".
По заявлению Емельяненко Л.А. от 12 февраля 2020 года об обмене ранее выданного паспорта в связи с его непригодностью к дальнейшему использованию, на ее имя 20 февраля 2020 года был оформлен паспорт гражданина Российской Федерации серии N N, который Емельяненко Л.А. не был выдан в связи с обнаруженной ошибочностью произведенных записей при обращении за его получением 3 июля 2020 года. В тот же день на имя Емельяненко Л.А. оформлен паспорт гражданина Российской Федерации серии N N, который владельцу не выдан в связи с проведением проверки обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности Емельяненко Л.А. к гражданству Российской Федерации.
Согласно заключению об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 17 декабря 2020 года, на направленные в ОВМ МО МВД России по ЗАТО г. Знаменска Астраханской области запросы поступил ответ, в соответствии с которым установлен факт отсутствия у Емельяненко Л.А. гражданства Российской Федерации. Ранее выданные паспорта на имя Емельяненко Л.А, в том числе N N, N N, N N, заграничный паспорт серии N признаны выданными в нарушение установленного порядка.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что уполномоченные государственные органы неоднократно проверяли и подтверждали принадлежность Емельяненко Л.А. к гражданству Российской Федерации, каких-либо неправомерных действий последняя не совершала, 10 ноября 1992 года была призвана на действительную военную службу в войсковую часть "данные изъяты".
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
В силу части статьи 12 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 6 февраля 1995 года N 13-ФЗ) гражданство Российской Федерации приобретается, в частности, в результате его признания (пункт "а").
Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 Закона).
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 Закона).
Из материалов дела следует, что миграционный орган неоднократно проверял и подтверждал принадлежность Емельяненко Л.А. к гражданству Российской Федерации, выдавая национальные паспорта, заграничный паспорт. Кроме того, Емельяненко Л.А. проходила службу в Вооруженных силах Российской Федерации, на что обоснованно указано судебными инстанциями.
Действовавшее при выдаче паспортов Емельяненко Л.А. правовое регулирование возлагало на миграционный орган обязанность по проверке принадлежности лица, обратившегося за получением паспорта, к гражданству Российской Федерации.
Так, нормы пунктов 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации, проставления отметок, штампов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, проставляя соответствующие отметки, штампы, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При документировании Емельяненко Л.А. паспортом гражданина Российской Федерации у проводивших проверку должностных лиц миграционного органа не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.
Действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, однако такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
Поэтому, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 года N 17-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П и др.).
В постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации).
Изъятие выданного ранее в установленном порядке внутреннего паспорта в связи с отсутствием регистрационных записей о том, что лицу когда-либо предоставлялось гражданство Российской Федерации, свидетельствует о небрежном отношении властей к процедуре предоставления гражданства, выражающемся в отсутствии четких процедур и единых баз данных.
Правильно применив положения материального закона, регулирующие спорные правоотношения, с учётом толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заключение об отсутствии у Емельяненко Л.А. гражданства Российской Федерации не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судебных инстанций и могут свидетельствовать лишь о неполноте проверки, проведенной миграционным органом при документировании Емельяненко Л.А. паспортами, однако данное обстоятельство в данном случае не позволяло принять решение о необоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, поскольку при проведении проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое заключение, не были установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 июля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.