Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Захарова В.В, Солтыс Е.Е, рассмотрела в судебном заседании посредством видео-конференц-связи гражданское дело по иску прокурора Залегощенского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Залегощенского района Орловской области, Правительству Орловской области о понуждении к совершению действий
по кассационной жалобе Правительства Орловской области
на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 2 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Захарова В.В, выслушав Бондареву Ж.В. - представителя Правительства Орловской области по доверенности, поддержавшую доводы жалобы, представителя истца - Лаптева О.Н, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Залегощенского района Орловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий. В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией Залегощенского района в 2020 году сформировано для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, 9 земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Залегощенском районе Орловской области. До настоящего времени ответчиками не исполнена обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, не организовано газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, устройство автомобильной дороги местного значения. По указанным основаниям просил обязать администрацию Залегощенского района Орловской области и Правительство Орловской области организовать водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, а также систему транспортной инфраструктуры к предоставляемым земельным участкам в течении года со дня вступления решения в законную силу.
Решением Залегощенского районного суда Орловской области от 23 ноября 2021 года исковые требования прокурора были удовлетворены. Постановлено возложить на Правительство Орловской области, администрацию Залегощенского района Орловской области в пределах своей компетенции обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков с кадастровыми номерами N N; N; N; N; N; N; N; N; N в границах земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, системой транспортной инфраструктуры в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 2 февраля 2022 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Орловской области просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
На основании ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судами, постановлением администрации Залегощенского района Орловской области от 31 января 2020 года N 30 сформирован перечень реестр земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность семьям, имеющим трех и более детей. 9 земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Залегощенском районе Орловской области поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров N N; N; N; N; N; N; N; N; N. При этом данные земельные участки коммунальной инфраструктурой в сфере газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также транспортной инфраструктурой не оснащены, что не оспаривалось сторонами по делу. Вместе с тем, 29 октября 2021 года проводилась жеребьевка по предоставлению данных участков многодетным семьям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Установив на основании федерального и регионального законодательства, что вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления, в рамках предоставленных им полномочий, суды пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для возложения ответственности за выполнение указанных мероприятий на ответчиков в пределах их компетенций. При этом, выполнение возложенных законом на орган власти субъекта РФ и орган местного самоуправления обязанностей обеспечение многодетных семей земельными участками не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ (определения от 12 июля 2019 года N 9-КА19-3 и от 20 декабря 2019 года N 38-КА19-6).
При определении срока исполнения решения - в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, посчитав его разумным и достаточным, суды исходили из того, что отсутствие инфраструктуры на спорных земельных участках нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки является социально значимым обстоятельством.
Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 2, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", ст. 4 Закона Орловской области от 3 октября 2013 года N1534-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области", ст. 6 Закона Орловской области от 10 ноября 2015 года N 1872-ОЗ "Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области", ст.ст. 4, 36 Закона Орловской области от 10 ноября 2014 года N1683-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области", суды пришли к правильному выводу об удовлетворении требований об обеспечении спорных земельных участков инфраструктурой, учитывая возложенную законом на ответчиков соответствующую обязанность в пределах их компетенций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии с Законами Орловской области от 3 октября 2013 года N1534-ОЗ и от 10 ноября 2015 года N1872-ОЗ порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан, несмотря на такую необходимость, изложенную в пп. 10, 11 п. 20 Приказа Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372. Таким образом, не находит подтверждения довод Правительства Орловской области о том, что при изложенных обстоятельствах права семей, имеющих трех и более детей, на создание необходимой инфраструктуры на предоставленных им на бесплатной основе земельных участках со стороны Правительства Орловской области не были нарушены.
Исходя из системного анализа приведенных норм, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченными органом земельный участок фактически предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, оспариваемые судебные акты содержат исчерпывающие суждения по соответствующим вопросам, тогда как по правилам ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Залегощенского районного суда Орловской области от 23 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 2 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.