Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Шпакова С.П. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-598/2021 по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Носенко Виктора Олеговича на апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 17 марта 2022 г, которым отменено решение Московского гарнизонного военного суда от 7 декабря 2021 г. по административному исковому заявлению "звание" Драченко Владимира Васильевича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), командира войсковой части N, Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны России и Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением дохода от инвестирования накоплений.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов и доводы кассационной жалобы, суд
установил:
решением Московского гарнизонного военного суда административный иск Драченко удовлетворён частично. Суд, признав незаконными действия командира войсковой части N, связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, обязал ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его именном накопительном счёте (далее - ИНС) доход от инвестирования накоплений за период с 30 марта 2006 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты" за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода.
Одновременно с этим, суд взыскал с Минобороны России в пользу Драченко судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей и услуг представителя в сумме "данные изъяты", отказав в их взыскании на большую сумму.
Апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда решение гарнизонного военного суда отменено и принято новое решение о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Суд апелляционной инстанции, признав незаконными действия командира войсковой части N, обязал Минобороны России перечислить в качестве дохода от инвестирования накоплений за вышеуказанный период "данные изъяты" а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть денежные средства на ИНС Драченко.
Также с Минобороны России в пользу истца взысканы судебные расходы в общей сумме 10300 рублей.
В удовлетворении требований о зачёте доходов от инвестирования накоплений за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода и в возмещении судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере "данные изъяты" отказано.
В поданной 2 июня 2022 г. кассационной жалобе, представитель Минобороны России, выражая несогласие с апелляционным определением, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы окружного военного суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование этого указывает, что административным истцом пропущен установленный срок обращения в суд, его права действиями Минобороны России не нарушались, восстановление инвестиционного дохода за счёт средств федерального бюджета невозможно, а взыскание судебных расходов с Минобороны России является необоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (ч. 2 ст. 326 КАС Российской Федерации).
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 328 КАС Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Драченко в период с января 1994 г. по июнь 1998 г. проходил обучение в военном образовательном учреждении, а после его завершения до сентября 2005 г. военную службу в Вооружённых Силах "данные изъяты".
30 марта 2006 г. он поступил на военную службу по контракту в Вооружённые Силы Российской Федерации и подлежал включению в реестр участников НИС, что было реализовано только в январе 2021 г, с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС 30 марта 2006 г.
26 февраля 2021 г. Драченко открыт ИНС, на который с I квартала 2021 г. стал начисляться инвестиционный доход.
На основании пункта 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 3, части 1 статьи 4, части 1, 4-6 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтённые на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта. Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В силу пункта 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Правила), уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, определённого на последний день отчётного квартала.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что ошибочное включение административного истца с января 2021 г. в реестр участников НИС и несвоевременное открытие ИНС привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничивает его право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр, которым доход от инвестирования денежных средств стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для включения в реестр.
Разрешая спорные правоотношения и отменяя решение гарнизонного военного суда, суд апелляционной инстанции верно указал, что действующим законодательством не предусмотрено расходования доходов от инвестирования участников НИС на какие-либо иные цели, кроме случаев оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями, в связи с чем решение суда о восстановлении прав Драченко за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода, то есть за счёт доходов от инвестирования других участников НИС, которые подлежат безусловному учету на их ИНС, принято с нарушением норм материального права.
Принимая новое решение в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации и в целях устранения нарушенного права административного истца, с учётом установленной суммы недополученного инвестиционного дохода за период с 30 марта 2006 г. по 31 декабря 2020 г, окружной военный суд обоснованно обязал Минобороны России перечислить в качестве дохода от инвестирования накоплений "данные изъяты", а ФГКУ "Росвоенипотека" учесть денежные средства на ИНС Драченко.
Отсутствие самостоятельного порядка регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которые гарантированы законом. Защита этих прав в силу п. 2 ст. 3 КАС Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства.
Расчёт недополученного Драченко инвестиционного дохода является обоснованным, соответствует общеправовым принципам справедливости и равенства в сравнении с другими военнослужащими, своевременно включенными в реестр участников НИС с марта 2006 г.
Довод автора жалобы о пропуске административным истцом предусмотренного ст. 219 КАС Российской Федерации срока обращения в суд, является несостоятельным, так как Драченко до настоящего времени из реестра участников НИС не исключён, а на его ИНС продолжают формироваться накопления для жилищного обеспечения, в том числе доход от их инвестирования.
Присуждение в пользу административного истца судебных расходов за счёт федерального бюджета с Минобороны России как главного распорядителя соответствующих средств, через который осуществляется финансирование каждого из административных соответчиков, соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведённой в Постановлении от 15 июля 2021 г. N 37-П, согласно которой возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта, в том числе, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329, 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 17 марта 2022 г. по административному исковому заявлению Драченко Владимира Васильевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.