Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Литвиненко А.И, поступившую в суд первой инстанции 18 февраля 2022 года, на решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 15 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 21 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Литвиненко А.И. к государственному регистратору Межмуниципального отдела по Красногвардейскому и Гиагинскому районам Управления Росреестра по Республике Адыгея Гишевой Ф.С. и Управлению Росреестра по Республике Адыгея о признании незаконным действий по исключению из ЕГРН 23 октября 2017 года сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 01:01:3201000:95.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Литвиненко А.И. и его представителя - Савина Р.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Литвиненко А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Межмуниципального отдела по Красногвардейскому и Гиагинскому районам Управления Росреестра по Республике Адыгея Гишевой Ф.С. и Управлению Росреестра по Республике Адыгея о признании незаконным действий по исключению из ЕГРН 23 октября 2017 года сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 15 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Литвиненко А.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 21 сентября 2021 года оставлено без изменения решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 15 июня 2021 года.
От представителя Управления Росреестра по Республике Адыгея Емыковой М.И. поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя Управления.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Литвиненко А.И. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Литвиненко А.И. и его представитель - Савин Р.В. доводы кассационной жалобы поддержали, настаивали на отмене обжалуемых судебных актов и принятия по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 29 сентября 2016 года и дополнительным решением от 18 мая 2017 года удовлетворено исковое заявление администрации муниципального образования "Гиагинское сельское поселение" к Литвиненко А.П, Литвиненко Г.А, Литвиненко Е.А, Каур Г.Г, Иванченко З.Р, Бондарь Т.А. об отмене результатов межевания земельного участка с кадастровым номером N. Отменены результаты межевания земельного участка с кадастровым номером N. Признана площадь земельного участка с кадастровым номером N равной 33, 22 га.
Согласно указанному решения, при формировании в 2005 году землеустроительного дела земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в станице Гиагинской "адрес"), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, общей площадью 360000 кв.м, установление границ земельного участка производилось без выезда на местность, а так же в отсутствие совладельцев смежного земельного участка с кадастровым номером N, ввиду чего фактическая площадь участка не соответствовала юридической и имело место наложение границ.
Дополнительным решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 18 мая 2017 года установлено, что площадь земельного участка составляет не 36 га, а 33, 22 га.
При изложенных обстоятельствах судами нижестоящих инстанций верно было указано, что решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 29 сентября 2016 года, которым были отменены результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 01:01:3201000:95, явилось основанием для исключения сведений о границах такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с положениями части 1 и 8 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а так же невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии разъяснениями, данными в абзаце 12 пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 - 2020 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года) в соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частями 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
При изложенных обстоятельствах судами нижестоящих инстанций верно было указано, что судебным решением межевание земельного участка было признано недействительным, площадь земельного участка уточнена и определена в 33, 22 га вместо 36 га, в связи с чем определение координат характерных точек границ земельного участка не соответствует требованиям закона, а сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером N подлежали исключению из ЕГРН Управлением Росреестра по Республике Адыгея.
В связи с изложенным, как верно указано судами нижестоящих инстанций, решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 29 сентября 2016 года явилось основанием для проведения регистратором соответствующих действий.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и следует из содержания решения суда от 29 сентября 2016 года, Управление Росреестра по Республике Адыгея участвовало в рассмотрении спора в качестве 3-го лица. Копия решения от 29 сентября 2016 года и дополнительного решения от 18 мая 2017 года, копия апелляционного определения от 21 июля 2017 года направлены в адрес третьего лица после вступления в законную силу.
Так же судами нижестоящих инстанций верно указано, что аннулирование указанных сведений из ЕГРН в данном случае не повлекло за собой прекращение прав административного истца на земельный участок с кадастровым номером N, поскольку указанный земельный участок не был снят с кадастрового учета, а фактически приобрел статус участка, границы которого не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку оснований для признания незаконными действий государственного регистратора по исключению из ЕГРН сведений о координатах и характерных точках границ земельного участка площадью 36 га, кадастровый номер N и обязании его восстановить в ЕГРН указанные сведения не имеется, поскольку решением суда от 29 сентября 2016 года отменены результаты межевания спорного земельного участка, а дополнительным решением от 18 мая 2017 года определено, что площадь данного земельного участка составляет 33, 22 га.
Так же судами нижестоящих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, административный истец не позднее 30 августа 2019 года узнал о совершении оспариваемых действий, совершенных 23 октября 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N и в отсутствие уважительных причин пропуска срока не обратился с соответствующим административным исковым заявлением в течении трех месяцев в суд.
Вместе с тем, как верно указано судами нижестоящих инстанций пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований без проверки законности оспариваемых административным истцом решений, в связи с чем судами нижестоящих инстанций проанализированы действия административных ответчиков, направленные на исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ спорного земельного участка.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 15 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 мая 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.