Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С, с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к администрации муниципального образования "Город Астрахань" о компенсации морального вреда, по кассационной жалобе заместителя главы муниципального образования "Город Астрахань" - начальника финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "город Астрахань" ФИО6 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е, прокурора Руденко М.В, полагавшую судебные постановления подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском администрации муниципального образования "Город Астрахань" о компенсации морального вреда, в котором просила взыскать с администрации муниципального образования "Город Астрахань" в ее пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему сыну ФИО2 в результате укуса собаки, денежную сумму в размере 100 000 рублей.
Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 22 сентября 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. С администрации муниципального образования "Город Астрахань" за счет средств казны муниципального образования "Город Астрахань" в пользу ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, взыскана компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заместитель главы муниципального образования "Город Астрахань" - начальник финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "город Астрахань" ФИО6 ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу как вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права, без учета того, что администрации города Астрахани переданы полномочия лишь по отлову, стерилизации, вакцинации и возвращению на обратные места пребывания безнадзорных животных, администрация г.Астрахани не обязана выполнять отдельные государственные полномочия за счет средств местного бюджета, в связи с чем не может нести ответственность за не взятые на себя обязательства. Просит принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
В порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 названного Кодекса.
В силу положений статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Статьей 1 Федерального закона N498-ФЗ от 27.12.2018 г. "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (статья 3 указанного Федерального закона)
Частью 3 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации N54 от 6 мая 2010 г, регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 13 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования "Город Астрахань" органы местного самоуправления муниципального образования "Город Астрахань" имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования "Город Астрахань".
В соответствии с Законом Астраханской области от 23.07.2013 г. N32/2013-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации проведения на территории Астраханской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Постановлением Правительства Астраханской области от 9.10.2013 г. N 408-П "О порядке расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" определены основные цели расходования средств субвенций в области обращения с животными, а именно отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев.
21.01.2021 г. между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования "Город Астрахань" в целях реализации Закона Астраханской области N 32/2013-03 от 23.07.2013 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев заключено соглашение, предметом которого является предоставление бюджету муниципального образования "Город Астрахань" субвенций из бюджета Астраханской области на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий на 2021 год.
В соответствии с пунктами 1.2 и 2.1.2 указанного Соглашения Служба доводит до органа местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в виде субвенций в сумме 33 325 597 рублей 95 копеек через Управление Федерального казначейства по Астраханской области, из которых объем средств по отлову, содержанию и возврату на прежние места животных без владельцев - 33 029 295 рублей.
Количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания, согласно пункту 1.4 Соглашения, составляет 2374 ед.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 5.07.2021 г. примерно в 13.30 часов в период прогулки у "адрес" на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, набросилась безнадзорная собака, укусив зубами за правую ягодицу. С полученными травмами ребенок доставлен в ГБУЗ АО "Областная детская клиническая больница им. ФИО7".
Согласно выписки из медицинской карты 5.07.2021 г. в 14.34 часа ФИО2, 2014 года рождения, обратился с жалобами на наличие укушенной раны правой ягодичной области, указав, что травма получена за час до обращения ребенка в результате укуса уличной собаки. Поведение животного не спровоцировано. В ходе осмотра правой ягодичной области установлено наличие поверхностной укушенной раны, без признаков воспаления, размерами до 3 см. Трофических и невралгических нарушений на момент осмотра не отмечено. После осмотра назначено лечение, а также прививки от бешенства, наблюдение у хирурга.
Разрешая заявленные исковые требования и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался нормами права, регулирующими спорные отношения, исследовал фактические обстоятельства дела, оценил доказательства по делу в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что администрация муниципального образования "Город Астрахань" в силу действующего законодательства является заказчиком по заключенным контрактам на оказание услуг по отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на ее счет денежных средств из областного бюджета, следовательно, в соответствии с положениями статей 125, 1069, 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации является ответственным лицом за возмещение причиненного ущерба. В связи с чем суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" ответственности в виде взыскания в пользу Царегородцевой О.Е, действующей в интересах малолетнего Царегородцева Д.А, за счет казны муниципального образования "Город Астрахань" компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами предыдущих судебных инстанций по разрешению спора, полагает, что указанные выводы соответствуют закону и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика по делу, изложенную в ходе его рассмотрения, эти доводы являлись предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций, которым дана правовая оценка.
При рассмотрении дела судебными инстанциями правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями процессуального закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 22 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя главы муниципального образования "Город Астрахань" - начальника финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "город Астрахань" ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.