Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Раужина Е.Н.
судей: Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-966/2021 (22RS0011-02-2021-000366-32) по иску прокурора города Рубцовска в интересах Чащиной Л.М. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиалу N7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, о включении в электронную очередь на получение путевок санаторно-курортное лечение
по кассационному представлению прокурора Алтайского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, заслушав прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Рубцовска обратился в Рубцовский городской суд Алтайского края с иском в интересах Чащиной Л.М. (далее по тексту - Чащина Л.М.) к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации), филиалу N 7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - филиал N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации) о признании права Чащиной Л.М. на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, согласно дате подачи указанных заявлений, об обязании включить в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, согласно дате подачи указанных заявлений.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Чащиной Л.М, являющейся инвалидом "данные изъяты" группы, и имеющей право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 N178-ФЗ, в том числе и на получение путевки в санаторно-курортное или иное оздоровительное учреждение.
В ходе проверки установлено, что Чащина Л.М. обращалась в Филиал N7 ГУ - АРО ФСС РФ с заявлениями от 24 апреля 2015 г, от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, нуждаемость в лечении была подтверждена справками формы N070/у. По заявлению от 24 апреля 2015 г. истец была обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение в 2020 году в санаторий "Лазурный". После оздоровления истец была поставлена в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 3 сентября 2020 г.
По сведениям, предоставленным ответчиками, заявления от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. были пприобщены к заявлению от 24 апреля 2015 г, поскольку на момент их подачи не была окончена административная процедура по предоставлению государственной услуги по заявлению от 24 апреля 2015 г. Прокурор полагает, что, поскольку истец ежегодно в 2016-2017 годы обращалась с заявлением о предоставлении путевок за указанные годы в установленном законодательством порядке, действующим на момент обращения, но не была обеспечена путевками на санаторно-курортное лечение, данная услуга в указанные годы не считается предоставленной, следовательно, истец сохраняет право на ее предоставление в порядке очередности, согласно дате подачи указанных заявлений, и действия ответчиков по лишению истца права на нахождение в очереди на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, исходя из даты подачи заявлений, противоречит требованиям законодательства.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены частично. Признано право Чащиной Л.М. на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, согласно дате подачи заявлений. На ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность включить Чащину Л.М. в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г, согласно дате подачи заявлений. В удовлетворении исковых требований к филиалу N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г. в части удовлетворения искового заявления прокурора г. Рубцовска в интересах Чащиной Л.М. к ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на включение в электронную очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение; о возложении обязанности включить в электронную очередь по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. согласно дате подачи заявлений, отменено. В указанной части принято новое решение об отказе в иске.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 августа 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г. в части удовлетворения искового заявления прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Чащиной Л.М. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на включение в электронную очередь на получение путевки на санаторно- курортное лечение; о возложении обязанности включить в электронную очередь по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. согласно дате подачи заявлений постановлено отменено. Принято в указанной части новое решение об отказе в иске. В остальной части решение суда оставлено без изменения
Прокурором Алтайского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 г. подано кассационное представление, в котором ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного, оставлении решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г. без изменения.
Государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представлены возражения относительно доводов жалобы.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, обсудив доводы кассационного представления, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационном представлении, не находит оснований для удовлетворения кассационного представления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Чащина Л.М. является инвалидом "данные изъяты" группы, что подтверждается копией справки МСЭ- 2007 N от 10 сентября 2008 г, и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, в соответствии со статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Чащина Л.М. в период с 2005 по 2013 гг. неоднократно обращалась в филиал N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Путевки на санаторно-курортное лечение Чащиной Л.М. были предоставлены в порядке очередности с учетом даты подачи заявлений, по мере поступления средств федерального бюджета.
По заявлению от 24 апреля 2015 г. Чащина Л.М. была обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение в 2020 г, путевка предоставлена в санаторий "Лазурный" (ООО "Алтайздравница") с даты заезда с 9 июля 2020 г. на 18 дней.
Также Чащина Л.М. обращалась в филиал N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о предоставлении очередной путевки 22 апреля 2016 г, 7 сентября 2017 г. с приложением соответствующих справок для получения путевок. Указанные заявления зарегистрированы филиалом N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, о чем истцу направлены соответствующие уведомления и сообщено о возможности ознакомиться с номером очереди на официальном сайте регионального отделения фонда.
После прохождения санаторно-курортного лечения в 2020 г. Чащина Л.М. 3 сентября 2020 г. обратилась в филиал N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на очередной календарный период.
Данное заявление было зарегистрировано, Чащина Л.М. включена в электронную очередь на получение государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, номер очереди по состоянию на 12 марта 2021 г. - 6827.
Согласно информации, предоставленной ГУ-Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, заявления Чащиной Л.М. от 22 апреля 2016 г. и от 7 сентября 2017 г. с соответствующим медицинскими справками приобщены к заявлению от 24 апреля 2015 г. на основании пункта 22 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 г. N 428.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", Приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", Приказа Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N 271н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", установив, что Чащина Л.М. обращалась с такими заявлениями не чаще одного раза в год, указанные заявления были зарегистрированы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Чащина Л.М. имеет право состоять в очереди на получение путевок по заявлениям от 22 апреля 2016 г, от 7 сентября 2017 г. согласно дате их подачи, признав данное право нарушенным ответчиком, и возложил на ответчика ГУ-Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность поставить Чащину Л.М. в электронную очередь по указанным заявлениям согласно дате их подачи. В удовлетворении требований к ответчику филиалу N 7 ГУ - Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации суд в иске отказал, поскольку филиал является структурным подразделением ГУ-Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации и не обладает статусом юридического лица.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, установив, что на момент обращения истца с заявлениями от 22 апреля 2016 г. и 7 сентября 2017 г. в ГУ-Алтайское РО Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки, в отношении Чащиной Л.М. уже была начата процедура предоставления путевки по ранее поданному заявлению от 24 апреля 2015 г, которая завершилась предоставлением путевки в 2020 календарном году, пришел к выводу, что отсутствуют оснований для предоставления новой государственной услуги по заявлениям от 2016 и 2017 гг. до окончания предыдущей.
По мнению судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда, поскольку на момент завершения предыдущей процедуры по предоставлению государственной услуги в 2020 году действовал Административный регламент от 21 августа 2019 г, приобщение имеющихся заявлений от 22 апреля 2016 г. и 7 сентября 2017 г. к заявлению истца от 2015 года не противоречило нормативным правовым актам, регламентирующим порядок предоставления указанной социальной меры государственной поддержки.
Также судом апелляционной инстанции отмечено, что несмотря на то, что заявления Чащиной Л.М. от 22 апреля 2016 г. и от 7 сентября 2017 г. были приняты Филиалом N7, зарегистрированы, им присвоены регистрационные номера, обстоятельств того, что Чащина Л.М. была поставлена в очередь на получение путевок по рассматриваемым заявлениям и была исключена из нее, по делу не установлено, присвоение же регистрационного номера при регистрации входящих заявлений не является тождественным присвоению номера очереди на получение государственной услуги, притом что действующее законодательство не предусматривает наличие нескольких очередей граждан па обеспечение путевками по календарным годам.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и утратившим силу с 1 сентября 2021 г.) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение - форма N 070/у.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
В соответствии с пунктами 3.8, 3.9 Порядка от 29 декабря 2004 г. N328 территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право па получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания приведенных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно- курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
При этом данные нормативные правовые акты не устанавливают и не регулируют порядок формирования очереди граждан, имеющих право на получение такой услуги, не наделяют компетентные государственные органы обязанностью по формированию такой очереди. Нормативного правового акта, регулирующего порядок формирования и ведения такой очереди, не принималось.
Между тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не определяя конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты и вправе избирать и изменять формы их предоставления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N105-О-О, от 23 июня 2009 года N908-О-О, от 24 сентября 2012 года N1575-О, от 18 сентября 2014 года N1821-О, от 24 апреля 2018 года N970-О, от 25 октября 2018 года N2722-О, от 28 февраля 2019 года N391-О и др).
Относительно порядка предоставления гражданам рассматриваемого вида государственной социальной помощи, Конституционный суд Российской Федерации отмечает, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N686-О).
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно- курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Во исполнение возложенных на Фонд социального страхования полномочий по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N 271н был утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, действовавший в период спорных правоотношений и утративший силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 19 августа 2019 г. N564н.
Результатом предоставления государственной услуги является предоставлением заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, отобранные в установленном порядке Фондом и включенные в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки па санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункты 10, 10.1 вышеуказанного Административного регламента).
В пункте 19 вышеуказанного Административного регламента приведен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно, а именно: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
В соответствии с пунктами 26, 27 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N271н регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), представленных заявителем в территориальный орган Фонда на личном приеме, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда. Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), направленных заявителями с использованием средств почтовой связи или в форме электронных документов, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда либо на следующий день в случае поступления заявления и документов в территориальный орган Фонда по окончании рабочего времени.
В силу пунктов 51, 51.1 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N271н, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры обеспечение заявителей при наличии медицинских показаний санаторно-курортным лечением путем предоставления путевки на санаторно-курортное лечение: прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента, в территориальных органах Фонда; рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 19 настоящего Административного регламента; принятие решения о предоставлении путевки территориальным органом Фонда, уведомление заявителя о выделении путевки, выдача заявителю путевки на санаторно-курортное лечение и специальных талонов и (или) направлений на право бесплатного получения проездных документов.
В соответствии с пунктом 53 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N271н основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов в территориальных органах Фонда является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также предъявление документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N428 утвержден новый Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, с принятием которого Административный регламент от 27 марта 2012 г. утратил силу.
В пунктах 53, 65 Административного регламента от 21 августа 2019 г. закреплено аналогичное предыдущему Регламенту положение о том, что основанием для начала административной процедуры является получение Фондом зарегистрированных заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, результатом предоставления услуги является выдача гражданину - заявителю путевки на санаторно-курортное лечение.
В пункте 22 Регламента содержится перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно абзацу третьему подпункта "в" указанного пункта регламента наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 г. NАКПИ20-603 по делу о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428, указано, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными органами ФСС России в пределах средств федерального бюджета, утвержденного на текущий финансовый год, и предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая в целях соблюдения равного обеспечения указанных лиц путевками формируется в базе регионального отделения согласно дате подачи заявления.
Повторные заявления граждан льготных категорий о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение приобщаются к материалам уже начатой административной процедуры, поскольку в случае, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальное отделение ФСС России с заявлением, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но в течение календарного года не обеспечен такой путевкой, он сохраняет за собой право на ее получение.
В ином случае складывается ситуация, в которой таких заявлений может быть несколько (если в течение года подавать неоднократно) и заявитель будет находиться в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение в нескольких местах в нарушение прав иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, которые не обращались многократно с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что момент обращения истца с заявлениями от 22 апреля 2016 г. и 7 сентября 2017 г. в Фонд о предоставлении путевки в отношении Чащиной Л.М. уже была начата процедура предоставления путевки по ранее поданному заявлению от 24 апреля 2015 г, которая завершилась предоставлением путевки в 2020 календарном году, и оснований для предоставления новой государственной услуги до окончания предыдущей по заявлениям от 2016 и 2017 гг. у Фонда не имелось, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда пришла к правомерному выводу об отсутствии нарушения прав Чащиной Л.М, сохранении за истцом права на государственную социальную помощь в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, постановки истца в электронную очередь на предоставление государственной социальной услуги, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационного представления о том, что приобщение заявлений Чащиной Л.М. от 22 апреля 2016 г. и 7 сентября 2017 г. к заявлению от 24 апреля 2015 г. и исключение их из очереди нарушает гарантированное право Чащиной Л.М. на обеспечение ее санаторно-курортным лечением за 2016 и 2017 годы, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что действующий на момент оказания государственной услуги по предоставлению Чащиной Л.М. путевки на санаторно-курортное лечение Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденный Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 г. N428 предусматривал в качестве основания отказа в предоставлении соответствующей государственной услуги наличие начатой процедуры по предоставлению путевки по ранее поданному заявлению.
Таким образом, учитывая, что возможность начала новой процедуры по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с действовавшим с 5 ноября 2019 г. Административным регламентом была связана только с завершением процедуры (предоставлением путевки) по ранее принятому и зарегистрированному заявлению, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Перечисленные в кассационном представлении иные доводы по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, поскольку согласно положениям статьями 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, а также положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 г. по доводам кассационного представления судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационного представления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.