Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гусева Д.А, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2766/2021 (УИД 22RS0013-01-2021-003908-20) по иску Холдина Николая Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о признании решения незаконным, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Холдина Николая Васильевича на решение Бийского городского суда Алтайского края от 30 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Холдин Николай Васильевич (далее - Холдин Н.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края (далее - УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края) о признании решения незаконным, перерасчете пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что Холдин Н.В. 9 марта 2021 г. обратился в УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с учетом дополнительного стажа работы.
Письмом УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 2 апреля 2021 г. Холдину Н.В. отказано в перерасчете пенсии с 20 мая 2009 г. в связи с отсутствием правовых оснований.
С указанным решением пенсионного органа Холдин Н.В. не согласен.
Холдин Н.В. просил суд признать незаконные решение УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 2 апреля 2021 г.; возложить на ответчика обязанность осуществить перерасчет размера пенсии Холдина Н.В. с 20 мая 2009 г.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 30 июля 2021 г. исковые требования Холдина Н.В. оставлены без удовлетворения.
Определением Бийского городского суда Алтайского края от 17 ноября 2021 г. произведена процессуальная замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края правопреемником - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОПФР по Алтайскому краю).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 февраля 2022 г. решение Бийского городского суда Алтайского края от 30 июля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Холдин Н.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ОПФР по Алтайскому краю поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Холдин Н.В. является получателем страховой пенсии по старости с 1 августа 2009 г. По представленным документам продолжительность страхового стажа установлена в 26 лет 5 месяцев 18 дней.
11 октября 1978 г. Холдин Н.В. зачислен в очную целевую аспирантуру на кафедру теоретических основ тепло-хладотехники, 11 октября 1981 г. отчислен с кафедры в связи с успешным ее окончанием.
Согласно сведениям, представленным по запросу пенсионного органа 2 сентября 2009 г. ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий", Холдин Н.В. в период с 11 октября 1978 г. по 11 октября 1981 г. обучался в аспирантуре указанного вуза. Предпринятые поиски относительно должности и периода работы Холдина Н.В. результатов не дали.
9 марта 2021 г. Холдин Н.В. обратился в УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с учетом периода работы с 1 апреля 1979 г. по 30 сентября 1981 г. в Ленинградском технологическом институте холодильной промышлености, представив трудовую книжку, справку от 25 декабря 1981 г. N 29/4214.
В целях оказания содействия, а также проверки обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, пенсионным органом направлены запросы в Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет ИТМО" (Университет ИТМО"). На запрос пенсионного фонда поступила справка от 4 марта 2021 г. N 45/17-128 о размере заработной платы истца.
На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" Холдину Н.В. произведен перерасчет размера пенсии с 1 апреля 2021 г. Общий страховой стаж истца для оценки пенсионных прав с учетом дополнительных документов за период до 1 января 2002 г. составил 28 лет 6 мес. 22 дня.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на наличие оснований для осуществления перерасчета пенсии со дня ее назначения.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Холдина Н.В. о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера страховой пенсии с момента назначения и возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчиком правомерно произведен перерасчет пенсии с момента обращения Холдина Н.В. в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
При этом суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на момент назначения истцу пенсии у пенсионного органа не имелось оснований для учета спорных сведений в страховой стаж, в связи с тем, что записи о спорном периоде работы отсутствовали в трудовой книжке истца, работодателем на запрос пенсионного органа не был подтвержден документально период работы Холдина Н.В, справка от 25 декабря 1981 г. не содержала указаний на первичные документы, в том числе, приказы работодателя о приеме и увольнении. В связи с чем, суды установили наличие оснований для перерасчета пенсии только после обращения истца в 2021 г. с соответствующим заявлением и после получения справки о подтверждении периода работы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права и сделанными с нарушением норм процессуального права.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
На момент установления Холдину Н.В. в 2009 г. трудовой пенсии по старости основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии был определен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 36 названного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
28 ноября 2014 г. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н был утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (действовал на день обращения Холдина Н.В. в пенсионный орган - 9 марта 2021 г.) (далее - Перечень от 28 ноября 2014 г. N 958н).
Для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (пункт 15 Перечня от 28 ноября 2014 г. N 958н)
По состоянию на 2009 г. (период назначения истцу трудовой пенсии по старости) действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16, Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 г, содержащий аналогичные положения.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, о порядке включения в страховой стаж периодов работы, о порядке назначении страховой пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии по старости должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии по за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, и нормы о пенсионном обеспечении в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Холдина Н.В. суды первой и апелляционной инстанций сослались только на то, что Холдин Н.В. в пенсионный орган с письменным заявлением о перерасчете пенсии по старости обратился в марте 2021 г, такой перерасчет ему был произведен с 1 апреля 2020 г. (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление истца о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения).
Между тем суды первой и апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не приняли во внимание, что Холдин Н.В. в пенсионный орган с заявлением о включении спорного периода в страховой стаж обращался в 2009 г. при назначении трудовой пенсии по старости, предоставлял справку 1981 г. о периоде работы, сообщал пенсионному органу о том, что имеются основания для включения спорного периода в страховой стаж, и определения размера пенсии с учетом названного периода работы.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам Холдина Н.В. и представленным им документам, исходя из положений норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, и, как следствие, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Делая вывод о том, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает обязанности пенсионного органа по перерасчету пенсии без соответствующего заявления пенсионера, как и обязанности по разъяснению пенсионеру (истцу) его пенсионных прав, суды первой и апелляционной инстанций оставили без внимания нормы Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, предусматривающие обеспечение Пенсионным фондом Российской Федерации разъяснительной работы среди населения по вопросам выплат пенсий и подлежащие применению к спорным отношениям во взаимосвязи с положениями пенсионного законодательства, регулирующими вопросы установления пенсии, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета.
Ввиду того, что суды первой и апелляционной инстанций не установили, была ли УПФР в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края исполнена обязанность по разъяснению Холдину Н.В. его права на включение спорного периода в страховой стаж и получении пенсии в большем размере, имелась ли вина пенсионного органа в несвоевременном обращении истца с заявлением о перерасчете пенсии, как следствие, имеется ли у него в силу пунктов 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на выплату ему недополученной части страховой пенсии по старости за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований не могут быть признаны правомерными, как не отвечающие требованиям норм материального и процессуального права.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть устранены только при новом рассмотрении дела судом первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить исковые требования Холдина Н.В. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 30 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 9 февраля 2022 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Бийский городской суд Алтайского края.
Председательствующий Д.А. Гусев
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.