Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 февраля 2022 года в отношении Новикова Сергея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 февраля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Новикова С.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В порядке статей 30.1-30.10 КоАП РФ постановление судьи районного суда не обжаловалось и не опротестовывалось.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. просит судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильно установленные судом обстоятельств дела.
Новиков С.В. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещен о принесении данной жалобы, возражений не представил.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статьям 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с частью 2 статьи 29.7 КоАП РФ судом при рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда вышеуказанные требования закона в полной мере выполнены не были.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут ответственность в соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В силу положений статьи 10 Федерального закона N 52 -ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.
Коронавирусная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (2019-nCoV) включена в указанный перечень.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Положениями пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ введение (отмена) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах отнесена к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В соответствии со статьей 31 и пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято постановление от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (далее - Постановление N 7).
Указанным постановлением в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации, предписано, в том числе:
- обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс) (пункт 2.1);
-в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется.
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https:www.gosuslugi.ru/400705/1) (пункт 2.2.)
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении N;2685, составленному 3 декабря 2021 года старшим специалистом 1 разряда отдела эпидемиологического надзора Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Ивановой Я.Г, Новиков С.В, прибыв из ОАЭ авиарейсом N 862 на территорию Российской Федерации 6 ноября 2021 года, не выполнил требования пунктов 2.1 и 2.2. Постановления N 7, а именно: не заполнил в Едином портале государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru) анкету прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация пребывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс), а также в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не прошел однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместил в обязательном порядке в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, а именно до 10 ноября 2021 года на ЕПГУ информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, сведения о перенесенном заболеваним или вакцинации путем заполнения формы "Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации".
Прекращая производство по делу в отношении Новикова С.В, возбужденное должностным лицом административного органа по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, судья районного суда указал на то, что Новиков С.В, прибыв на территорию Российской Федерации 6 ноября 2021 года, был вакцинирован 30 июля 2021 года, что освобождало его от обязанности проходить лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР.
Нахожу указанные выводы судьи немотивированными, преждевременными, поскольку судьей районного суда не были выполнены положения статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, не установлены юридически значимые обстоятельства дела и не в полной мере исследованы представленные доказательства применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
Как было указано выше, Новикову С.В. вменены в вину нарушения пунктов 2.1 и 2.2. Постановления N 7. Исполнение предусмотренной пунктом 2.1 Постановления N 7 обязанности разместить анкету прибывающего в Российскую Федерацию на ЕПГУ должно быть осуществлено таким лицом в срок с момента приобретения билета, но не позднее регистрации на рейс. Обязанность, установленная пунктом 2.2. Постановления N 7, пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР-теста подлежит исполнению в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, а обязанность разместить на ЕПГУ сведения о результате лабораторного исследования, либо о пройденной в течение последних 12 месяцев вакцинации против COVID-19 или о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании - в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.
Между тем данные положения Постановления N 7 оставлены судьей без внимания и оценки применительно к объему обвинения, изложенному в протоколе об административном правонарушении, и фактическим обстоятельствам дела.
Так, приняв во внимание в качестве обстоятельства, свидетельствующего об отсутствии вины Новикова С.В, факт вакцинации его 30 июля 2021 года, судья не учел установленные пунктом 2.2 Постановления N 7 обязанности для прибывающих на территорию Российской Федерации вакцинированных граждан разместить в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на ЕПГУ сведения о вакцинации путем заполнения установленной формы.
Кроме того, часть обвинения, изложенного в протоколе по делу об административном правонарушении, о том, что Новиков С.В. в установленный пунктом 2.1 Постановления N 7 срок не разместил анкету прибывающего на территорию Российской Федерации в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию", судьей вовсе оставлена без внимания и оценки. Допущенные судьей районного суда нарушения повлияли на правильность постановленного решения.
Вывод судьи районного суда об отсутствии состава вмененного административного правонарушения в действиях Новикова С.В. единственно со ссылкой на факт его вакцинации не может быть признан мотивированным и является преждевременным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку постановление судьи районного суда вынесено с такими существенными нарушениями процессуальных требований, срок давности привлечения Новикова С.В. к административной ответственности не истек, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Хабаровска.
При новом рассмотрении дела судье Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края следует исследовать все представленные доказательства в совокупности, установить на их основе обстоятельства дела применительно к объему обвинения, изложенному в протоколе по делу об административном правонарушении, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, постановила:
жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. удовлетворить.
Постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 10 февраля 2022 года в отношении Новикова Сергея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить
Дело возвратить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.