Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Кравченко А.И, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бычковой Галины Александровны, Кудрявцевой Татьяны Ивановны, Павленко Александра Павловича, Руденко Елены Николаевны, Барсуковой Любови Григорьевны, Кононовой Елены Борисовны, Котенко Валентины Марковны, Наврось Ирины Николаевны, Ярцевой Ирины Владимировны, Веселовой Елены Николаевны к администрации Артемовского городского округа Приморского края об оспаривании решений, возложении обязанности, по кассационной жалобе Бычковой Галины Александровны, Кудрявцевой Татьяны Ивановны, Павленко Александра Павловича, Руденко Елены Николаевны, Барсуковой Любови Григорьевны, Кононовой Елены Борисовны, Котенко Валентины Марковны, Наврось Ирины Николаевны, Ярцевой Ирины Владимировны, Веселовой Елены Николаевны на решение Артемовского городского суда Приморского края от 4 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав объяснения Кононовой Е.Б, Наврось И.Б. и ее представителя Старжинского А.В, представителя администрации Артемовского городского округа Приморского края Железновой Н.С, судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что по завершении работы в администрации Артемовского городского округа Приморского края они являются получателями пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, расчет которой ответчик производил на основании решения Думы Артемовского городского округа от 26 февраля 2015 года N 435 "О Положении об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Артемовского городского округа; о Положении о назначении и выплате пенсий за выслугу лет муниципальным служащим Артемовского городского округа, имеющим стаж муниципальной службы не менее 25 лет и уволившимся с муниципальной службы в связи с расторжением трудового договора по инициативе муниципального служащего до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности); о Положении о порядке и условиях выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Артемовского городского округа в связи с выходом на пенсию за выслугу лет".
Решением Думы Артемовского городского округа от 4 декабря 2019 года N 343 были внесены изменения в методику расчета пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Артемовского городского округа, которые вступили в силу с 1 января 2020 года и подлежат применению к муниципальным служащим, вышедшим на пенсию с указанной даты.
Решениями администрации Артемовского городского округа истцам отказано в перерасчете пенсии в соответствии с методикой, установленной решением Думы Артемовского городского округа от 4 декабря 2019 года N343, что, по мнению истцов, противоречит принципу равенства пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Истцы просили суд признать незаконными решения администрации Артемовского городского округа об отказе в перерасчете муниципальной пенсии в соответствии с решением Думы Артемовского городского округа N343 от 4 декабря 2019 года, оформленные письмами N01 -22/10935-Б/10 от 21 января 2021 года, N01-22/108385-К/10 от 15 января 2021 года, N10837-П от 15 января 2021 года, N01-22/10674-Р/10 от 15 января 2021 года, N10616-К от года, N10335-К от 29 декабря 2020 года, N105115-К от 29 декабря 2020 года, N10302-H от 29 декабря 2020 года, N01-22/10845-Я/10 от 15 января 2021 года, N01-22/10673-13/10 от 15 января 2021 года; возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда определить размер подлежащей выплате муниципальной пенсии за выслугу лет, начиная с 1 января 2020 года в соответствии с разделом N 2 приложения N 1 "Размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Артемовского городского округа", утверждённого в новой редакции решением Думы Артемовского городского округа N 343 от 4 декабря 2019 года.
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 4 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истцы просят об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, принятии нового решения. Полагают, что решение Думы Артемовского городского округа от 4 декабря 2019 года N 343 должно применяться в отношении всех муниципальных служащих администрации Артемовского городского округа, независимо от времени назначения пенсии муниципальным служащим за выслугу лет.
Администрация Артемовского городского округа Приморского края возражает против удовлетворения требований кассационной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции и апелляционное определение без изменений.
В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции Кононова Е.Б, Наврось И.Б, представитель Старжинский А.В. поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель администрации Артемовского городского округа Приморского края Железнова Н.С. поддержала письменные возражения.
Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных истцов в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии решения по настоящему делу допущены не были.
Судами установлено и из материалов гражданского дела следует, что истцы являются получателями пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления Артемовского городского округа: Бычкова Г.А. с 31 октября 2015 года, Кудрявцева Т.И. с 27 декабря 2018 года, Павленко А.П. с 16 июня 2018 года, Руденко Е.Н. со 2 марта 2018 года, Барсукова Л.Г. с 11 августа 2005 года, Кононова Е.Б. с 22 декабря 2018 года, Котенко В.М. с 1 января 2014 года, Наврось И.Н. с 24 марта 2015 года, Ярцева И.В. с 31 декабря 2015 года, Веселова Е.Н. с 7 декабря 2015 года.
Размер пенсии за выслугу лет до 1 января 2020 года рассчитывался истцам на основании Раздела 2 Положения об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Артемовского городского округа, утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 26 февраля 2015 года N 435 (приложение 1).
Пунктами 2.1-2.4 названного положения было предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет исчисляется исходя из должностного оклада муниципального служащего по соответствующей должности муниципальной службы по состоянию на момент выхода на пенсию, на который начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в южных районах Дальнего Востока, установленные законодательством Российской Федерации.
Муниципальному служащему назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначении пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере 55% от должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока по соответствующей должности, замещаемой на момент выхода на пенсию. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% должностного оклада муниципального служащего по соответствующей должности. Размер пенсии за выслугу лет не может превышать 75% должностного оклада муниципального служащего по данной должности.
Пенсии за выслугу лет муниципальных служащих пересчитываются при увеличении должностных окладов муниципальных служащих по соответствующим должностям муниципальной службы.
При уменьшении должностных окладов муниципальных служащих по соответствующим должностям муниципальной службы ранее назначенные пенсии перерасчету не подлежат.
Решением Думы Артемовского городского округа N 343 от 4 декабря 2019 года Раздел "2. Размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Артемовского городского округа" приложения 1 к решению Думы Артемовского городского округа от 26 февраля 2015 года N 435 был изложен в новой редакции, изменяющей порядок определения размера пенсии за выслугу лет. Изменения сводятся к переходу к определению размера пенсии исходя из среднемесячного денежного содержания муниципального служащего: 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях"; общая сумма пенсии за выслугу лет, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, определяемого в соответствии с настоящим Положением и пр. (пункт 2.1-2.15 Положения).
Кроме того, пункт 3.8 раздела 3 приложения 1 был дополнен абз. 2 следующего содержания: "Расчет и назначение пенсии муниципального служащего устанавливается в соответствии с Порядком, действующим на момент ее назначения.".
Указанные нововведения вступили в силу с 1 января 2020 года (пункт 3 решения Думы Артемовского городского округа от 4 декабря 2019 года N343).
Ссылаясь на абз. 2 пункт 3.8 раздела 3 приложения 1 решения Думы Артемовского городского округа от 26 февраля 2015 года N 435 (в редакции решения Думы Артемовского городского округа от 4 декабря 2019 года N343), администрация Артемовского городского округа отказала истцам в перерасчете муниципальной пенсии в соответствии с решением Думы Артемовского городского округа N 343 от 4 декабря 2019 года, что послужило поводом для обращения в суд с исками о признании таких решений незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с действующим Положением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 11, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Приморского края от 4 июня 2007 года N 82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае", Положением об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Артемовского городского округа, утвержденным решением Думы Артемовского городского округа от 26 февраля 2015 года N 435, с учетом изменений, внесенных решением Думы Артемовского городского округа от 4 декабря 2019 года N 343, а также учитывали ранее действовавшее Положение об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Артемовского городского округа в редакции решений Думы Артемовского городского округа от 22 декабря 2005 года N 245, от 11 декабря 2012 года N 43, и исходили из того, что пенсия за выслугу лет является дополнительным пенсионным обеспечением муниципальных служащих, осуществляемым за счет средств муниципального бюджета, правовое регулирование данного вида пенсионного обеспечения отнесено к компетенции органов местного самоуправления и обеспечивается за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, в связи с чем они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с таким решением судов, основанным на положениях законодательства, регулирующего спорные отношения, и соответствующим установленным по делу обстоятельствам.
Ссылки заявителей жалобы на несоответствие принятого по делу решения правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, сформулированным в пункте 16 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года), оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не содержат.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей соответствующих муниципальных образований правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как ухудшающее положение муниципальных служащих и нарушающее их право на пенсионное обеспечение (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года N 16-КГ15-8).
Предъявляя иск, разрешенный в рамках нестоящего дела, в качестве нарушения своих пенсионных прав истцы указали на применение ответчиком при определении истцам размера пенсии муниципальных правовых актов, действовавших до 1 января 2020 года, и не применении к ним нового порядка исчисления пенсии. При этом истцы исходили из равенства прав муниципальных служащих на пенсионное обеспечение, что предполагает выплату пенсии за выслугу лет в одинаковом размере независимо от времени выхода на пенсию.
Весте с тем в обоснование таких требований истцами не представлены доказательства, подтверждающие, что при равных значениях достижений на муниципальной службе, включая продолжительность стажа, составляющих частей денежного содержания муниципального служащего и иных выплат, а также ограничений, учитываемых при расчете пенсии, применение нового порядка определения размера пенсии лишает истцов возможности получения пенсии в большем размере, и такая дифференциация пенсионного обеспечения не обусловлена различиями правового характера.
Какие-либо расчеты в подтверждение доводов иска не представлены, исковые требования основаны на предположении о формальном равенстве методов расчета пенсии для всех категорий муниципальных служащих, независимо от времени их выхода на пенсию.
Вместе с тем такие различия допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (абз. 2 пункта 3.2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).
Принимая во внимание изложенное, а также, что решение Думы Артемовского городского округа от 4 декабря 2019 года N 343 принято уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции и является действующим муниципальным правовым актом, не оспоренным в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве, кассационный суд общей юрисдикции оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 4 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бычковой Галины Александровны, Кудрявцевой Татьяны Ивановны, Павленко Александра Павловича, Руденко Елены Николаевны, Барсуковой Любови Григорьевны, Кононовой Елены Борисовны, Котенко Валентины Марковны, Наврось Ирины Николаевны, Ярцевой Ирины Владимировны, Веселовой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий О.Н. Виноградова
Судьи А.И. Кравченко
К.В. Аноприенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.