Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" о взыскании задолженности по заработной плате, доплаты отпускных, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 18 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" о взыскании задолженности по заработной плате за период с июля 2020 года по февраль 2021 года в размере 81 803 руб. 19 коп, доплаты отпускных за период с 12 марта по 20 апреля 2021 года в размере 12 932 руб. 40 коп, компенсации морального вреда в размере 2 000 руб.
В обоснование заявленных требований указав, что работает мотористом (машинистом) 1 класса на СС "Алагез" войсковой части 25147, находящейся на финансовом обеспечении ответчика. В спорный период истец осуществлял трудовую функцию сверхурочно, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без предоставления дополнительного дня отдыха, кроме того ответчиком осуществлена доплата в размере 35% за работу в ночное время, начисленная без применяемых к окладу компенсационных и стимулирующих выплат; при оплате работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни учтены не все надбавки, предусмотренные системой оплаты труда. Указал, что ответчиком также неверно учтена работа за временно отсутствующего работника, которая оплачена без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок. Недоначисленный размер оплаты труда не вошел в расчет среднего заработка для оплаты отпускных.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 18 февраля 2022 года решение суда первой инстанции отменено, дело рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, по делу принято решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным применением норм права.
Производство в суде кассационной инстанции, порядок осуществления которого регламентируется нормами главы 41 ГПК РФ, предназначено для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов.
В данном случае, несмотря на содержащееся в кассационной жалобе требование, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 сентября 2021 года не может являться предметом рассмотрения суда кассационной инстанции в связи с тем, что данный судебный акт отменен судом апелляционной инстанции, апелляционным определением по делу принято новое решение. Соответственно, предметом проверки в кассационном порядке является апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 18 февраля 2022 года.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не прибыли, извещены надлежащим образом.
От представителя ФКУ "ОСК ВВО", ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела без представителя ФКУ "ОСК ВВО", ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу", с доводами кассационной жалобы не согласны. ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" представлен письменный отзыв на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Для лиц, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил РФ, такие особенности установлены Положением "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций ВС РФ", утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 N545, которое предусматривает условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций ВС РФ.
Выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), согласно Приложению N 2 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 822, отнесены к выплатам компенсационного характера.
Правила оплаты сверхурочной работы установлены в ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Работа в выходной или нерабочий праздничный день, в силу ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу, за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии с Коллективным договором войсковой части 25147 на 2020-2023 годы, оплата труда в ночное время производится в соответствии с п. 17 приложения к приказу Министра обороны РФ N 545 от 18 сентября 2019 года в размере 35 % тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время (п. 2.5); выплата за сверхурочную работу производится в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ (п. 2.10); оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника (п. 2.11); выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) осуществляется в соответствии со ст. 151 ТК РФ (п. 2.8).
Материалами дела установлено, что на основании трудового договора от 15 ноября 2017 года ФИО1 с 15 ноября 2017 года работает в войсковой части 25147 в должности моториста (машиниста) 1 класса на "Алагез".
Режим рабочего времени установлен в виде скользящего графика, с выполнением работ в выходные и праздничные дни (п. 11 трудового договора).
Пунктом 12 трудового договора, истцу установлен должностной оклад в размере 7 270 руб.
В соответствии с дополнительным соглашением с 16 сентября 2020 года ФИО1 переведен на работу на СС "Алагез" на должность старшего моториста (машиниста). Должностной оклад установлен в размере 8 680 руб.
Войсковая часть 25147 является административно-хозяйственной единицей Вооруженных Сил Российской Федерации и относится к Министерству обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована.
Согласно выписке из приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации N 600дсп от 30 июня 2017 года войсковая часть 25147 зачислена на финансовое обеспечение в ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и ЧАО".
Исходя из уведомлений УФНС России по Камчатскому краю от 12 и 23 августа 2021 года NN 612980602, 614400633 Войсковая часть 25147 снята с учета в качестве обособленного подразделения ФКУ ОСК ВВО и поставлена на учет в качестве обособленного подразделения ФКУ "Войсковая часть 62665".
В период спорных правоотношений выплата заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлялась на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации".
Указанным приказом установлена система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, которая включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Согласно разделу 2 приказа, оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) является выплатой компенсационного характера.
Пунктом 3 раздела 2 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Положением о режиме труда и отдыха членов экипажей катеров и судов войсковой части 25147 членам экипажа СС "Алагез" несущим дежурно-вахтенную службу (в т.ч. старшему мотористу) установлен суммированный учет рабочего времени; продолжительность вахт (смен, работ) устанавливается графиками, определяющими ежедневную, еженедельную и ежемесячную продолжительность рабочего времени. При продолжительности вахт от 12 до 24 часов указанные графики составляются таким образом, чтобы еженедельная продолжительность непрерывного отдыха членов судовых экипажей не была менее 40 часов в неделю (п. 2.3.2, 2.4 Положения).
Статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Правила оплаты сверхурочной работы установлены в ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
В статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с п. 2 указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ от 29 декабря 2007 года N 822, которым утвержден перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
Пунктом 3 перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В п. 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 822, указано, что выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 2 приложения N 2 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения).
Пунктом 3 приложения N 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Коллективным договором войсковой части 25147 на 2020-2023 годы установлено, что оплата труда в ночное время производится в соответствии с п. 17 приложения к приказу Министра обороны РФ N 545 от 18 сентября 2019 года в размере 35 % тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время (п. 2.5); выплата за сверхурочную работу производится в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ (п. 2.10); оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника (п. 2.11); выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) осуществляется в соответствии со ст. 151 ТК РФ (п. 2.8).
Из имеющихся в материалах дела табелей учета рабочего времени и расчетных листков, усматривается, что в июле 2020 года истец отработал 246, 4 часа, из них норма 158, 4 часов (в том числе за недостающего по штату сотрудника), работа в ночное время - 20 часов, работа в выходные и праздничные дни - 32 часа, сверхурочная работа - 36 часов; в августе 2020 года - 256 часов, из них норма 151, 2 часа (в том числе за недостающего по штату сотрудника), работа в ночное время - 44 часа, работа в выходные и праздничные дни - 48 часов, сверхурочная работа - 12, 8 часа; в сентябре 2020 года - 128, 8 часа, из них норма 86, 4 часа (в том числе за недостающего по штату сотрудника), работа в ночное время - 20 часов, работа в выходные и праздничные дни - 16 часов, сверхурочная работа - 6, 4 часа; в октябре 2020 года - 146 часов, из них норма 72 часа, работа в ночное время - 30 часов, работа в выходные и праздничные дни - 40 часов, сверхурочная работа - 4 часа; в ноябре 2020 года - 200 часов, из них норма 143 часа, работа в ночное время - 48 часов, работа в выходные и праздничные дни - 4 часа, сверхурочная работа - 5 часов; в декабре 2020 года - 254 часа, из них норма 164, 6 часа (в том числе за недостающего по штату сотрудника), работа в ночное время - 56 часов, работа в выходные и праздничные дни - 24 часа, сверхурочная работа - 9, 4 часа; в январе 2021 года - 8 часов сверхурочная работа; в феврале 2021 года - 133, 8 часа, из них норма 71 час, работа в ночное время - 20 часов, сверхурочная работа - 42, 8 часа.
В марте 2021 года истцу произведен перерасчет компенсационных выплат за июль 2020 года, в сентябре 2021 года - за февраль 2021 года.
В период с 17 сентября 2020 года по 16 октября 2020 года, с 11 января 2021 года по 11 февраля 2021 года истец находился в очередном оплачиваемом отпуске, с 12 марта 2021 года по 20 апреля 2021 года - в дополнительном учебном отпуске.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, с учетом установленных обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не предусматривает начисление компенсационных или стимулирующих выплат на компенсационные выплаты за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника. Размер ежемесячной заработной платы ФИО1 за ночную и сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, работу за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника в заявленный период исчислен работодателем правильно, исходя из установленного повышенного должностного оклада за работу с вредными условиями труда и за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения, с начислением за отработанные дни причитающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат (морская надбавка, надбавка за выслугу лет), включая установленную компенсационную выплату в размере 35 процентов часовой ставки за отработанные часы в ночное время, что в полной мере соответствует требованиям приложения N 2 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 545, Трудового кодекса РФ, коллективного договора войсковой части 25147 на 2020-2023 годы.
Приказы о привлечении истца к работе за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени не издавались, в материалы дела представлены табеля учета рабочего времени за спорный период, согласно которым истец в указанный месяц осуществлял трудовую деятельность в пределах установленной нормы рабочего времени.
Обязательства по выплате истцу заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат ФКУ "УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" исполнены в полном объеме.
Ссылка в жалобе на нарушение судом процессуальных норм, связанных с непривлечением в качестве ответчика по делу войсковой части 25147, как работодателя, выводы судебной коллегии об отсутствии оснований для удовлетворения требования иска не опровергает.
Из обстоятельств дела следует, что указанная восковая часть привлечена для участия в деле в качестве третьего лица, ходатайство об изменении своего статуса указанное учреждение не заявляло.
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке или во время судебного разбирательства может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Сведений о том, что ФИО1 заявлял такое ходатайство материалы дела не содержат.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 18 февраля 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.