Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 27 апреля 2022 года (направленную почтовой корреспонденцией 24 апреля 2022 года) кассационную жалобу представителя Красноярской региональной общественной организации "Мы против СПИДа" Кинчевской А.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 ноября 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Красноярской региональной общественной организации "Мы против СПИДа" об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-495/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Красноярской региональной общественной организации "Мы против СПИДа" Кинчевской А.В, представителя административного ответчика Министерства юстиции РФ Майорова А.С, судебная коллегия
установила:
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 25 декабря 2020 года N 1285-р Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа" включена в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции России об оспаривании данного распоряжения, мотивируя требование тем, что Организация неправомерно включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а изложенные в распоряжении Минюста России выводы об осуществлении организацией политической деятельности являются необоснованными, поскольку деятельность Организации соответствует заявленным в Уставе целям. На Организацию могут быть неправомерно возложены дополнительные обязанности, которые создают препятствия для активной общественной и просветительской деятельности.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 ноября 2021 года, в удовлетворении административного искового требования Красноярской региональной общественной организации "Мы против СПИДа" отказано.
В кассационной жалобе представителя административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в ходе внеплановой документарной проверки Организации за период с 7 по 23 декабря 2020 года установлено, что Организация за период с 7 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года получила иностранное финансирование от AIDS Healthcare Foundation (США) в сумме 1 013 500 рублей в 2017 году, 24804, 20 рублей в 2018 году, 26049, 90 рублей в 2019 году; от Фонда "Открытый институт здоровья населения" (финансирование осуществлялось из средств Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Швейцария) в сумме 2378, 60 рублей в 2018 году.
Предоставляемые в виде пожертвований денежные средства использовались Организацией на финансирование мероприятий по распространению (бесплатной раздаче) шприцов и презервативов, чтобы ограничить риск заражения ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков и СР, реализуя программы "снижения вреда", проводимые в жизнь Глобальным Фондом для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.
Идеология Глобального Фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в контексте профилактики ВИЧ-инфекции направлена на охрану и защиту прав людей, входящих в уязвимые группы населения: сексуальные меньшинства, ПИН, лица, занимающиеся проституцией.
Генеральной идеей программы "снижения вреда" является смещение акцента с долгосрочной и идеалистической цели искоренения наркотиков во всем мире или в отдельно взятой стране на достижение краткосрочных и практически достижимых целей - снижение темпов роста распространения ВИЧ, сохранение тем самым жизни и здоровья людей. Одним из способов достижения указанных результатов является обеспечение ПИН стерильным инъекционным инструментарием и дезинфицирующими материалами, а также презервативами.
Подтверждением тому, что представители Организации, участвующие в реализации ее проектов, фактически претворяли в жизнь идеи "снижения вреда", являются финансовые отчеты об исполнении договоров пожертвования, заключенных с Фондом "Открытый институт здоровья населения"; трудовые договоры с физическими лицами, принимаемыми для работы в проектах на должности аутрич-работников, соцработников проекта; должностные обязанности (аутрич) работника, социального работника (специалиста по социальной работе), утвержденные руководителем Организации Бурдиной Ю.В, согласно которым указанные работники "должны иметь подготовку по стратегии "Снижения вреда" среди уязвимых групп, обладать знаниями и опытом работы в области стратегии снижения вреда".
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанную деятельность Организации, пришли к выводу, что деятельность по реализации программ "снижения вреда" вступает в противоречие с государственной политикой Российской Федерации в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, пропагандирующей достижение полного освобождения от наркотической зависимости, принципы которой закреплены в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года
и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года N 2203-р, согласно которым стратегической целью государственной антинаркотической политики является сокращение немедицинского потребления наркотиков, выявление и полноценное лечение лиц, потребляющих наркотики, их реабилитация; укрепление традиционных семейных и морально-нравственных ценностей с учетом российской ментальности.
Между тем, содержащиеся в материалах учетного дела договоры благотворительного пожертвования с Фондом "Открытый институт здоровья населения", содержательные отчеты Организации об исполнении данных договоров (ежеквартальные, полугодовые), отчеты об использовании товаров медицинского назначения, поставленных и/или закупленных в рамках указанных договоров, свидетельствуют о том, что их (договоров, реализуемых проектов) целями являлось не сокращение (прекращение) употребления наркотиков, занятия проституцией ПИН, СР, а, следовательно, и снижение уровня распространения СПИД/ВИЧ-инфекции.
Целью являлось "удержание уровня распространенности ВИЧ-инфекции среди СР г. Красноярска". Раздача шприцев и игл (обмен использованных на стерильные) ПИН не может способствовать прекращению потребления наркотических средств, поскольку, наоборот, мотивирует потребителя на продолжение потребления, но с соблюдением неких мер безопасности.
Привлечение Организацией волонтеров, аутрич-работников
к раздаче шприцев и презервативов свидетельствует также о вовлечении граждан в указанную деятельность.
При реализации проектов на полученные в качестве пожертвований средства, использовании пожертвованного имущества, Организация осуществляла сбор, систематизацию, анализ, а также передачу жертвователю статистической и иной информации в соответствии с его требованиями (формами, показателями, индикаторами), регулярно заполняла базу данных по работе с клиентами проектов. При этом характер информации не ограничивался проверкой количества и целевого характера использования предоставленных средств.
Так, Организация предоставляла Фонду "Открытый институт здоровья населения", в составе основных показателей (индикаторов) оценки эффективности реализации проекта и целевого использования средств, сведения о подтвержденных документально случаях препятствий в доступе к услугам профилактики, лечения и ухода при наличии у лица ВИЧ-инфекции; жалобах, обращениях представителей целевых групп в органы власти и государственные учреждения по случаям выявленных препятствий в доступе к услугам профилактики, лечению и уходу при ВИЧ; о фактах, когда указанные случаи привели к желаемому результату (была обеспечена законность в конкретном уголовном/ административном деле); о количестве ответов по существу, полученных от органов власти по результатам обращений; о количестве представителей государственных и муниципальных организаций, учреждений, органов и служб, оказывающих непосредственное влияние на эпидемию ВИЧ в России, принимавших участие в семинарах, совещаниях по указанной тематике.
Согласно проектным отчетам по программе тестирования
(во исполнение условий договоров пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N) Филиала некоммерческой корпорации AIDS Healthcare Foundation (США) предоставлялись развернутые сведения об участниках программы, в том числе: - разбивка по возрастным категориям (от "0 месяцев" до "50 лет и старше"); повод к прохождению теста (незащищенный секс, употребление наркотиков внутривенно, переливание крови или зараженное оборудование, изнасилование, профессиональные риски (медработники) и т.д.); принадлежность участников к определенной группе, группе риска (ПИН, мужчины, практикующие секс с мужчинами (далее - МСМ), трансгендеры, СР, заключенные/задержанные, мигранты, силовые органы (полиция, армия, ФСИН) и т.д.); результаты тестирования (положительный/отрицательный; первичный/повторный), в том числе результаты тестирования по группам (количество протестированных ПИН, МСМ, СР, мигрантов, заключенных и т.п, общего населения).
Организация, размещая в свободном доступе (в социальной сети Facebook и ВКонтакте) большое количество информации (публикаций, репостов, ссылок для перехода на другие страницы в сети Интернет) для неограниченного круга лиц, фактически распространяла информацию о привлекательности нетрадиционных отношений, способствующую формированию искаженных представлений о соответствии социальным нормам нетрадиционных половых (интимных) отношений (гомосексуализма), направленную на формирование у молодых людей нетрадиционных сексуальных установок. Создавая в публикациях положительный образ о жизни гомосексуалов, Организация тем самым навязывала информацию, вызывающую интерес к подобным отношениям. Пропагандируя идеи лояльного отношения к сексуальным отношениям между лицами одного пола, беспорядочному половому поведению, чему подтверждением служит размещение информации о направлении в Госдуму коллективного обращения об отклонении поправок в Семейный кодекс РФ, запрещающих транс-людям вступать в брак, Организация тем самым формировала общественно-политические взгляды и убеждения, противоречащие государственной политике Российской Федерации, подрывала традиционные семейные и морально-нравственные ценности граждан с учетом российской ментальности.
На основании изложенного суды пришли к выводу о получении Красноярской региональной общественной организацией "Мы против СПИДа" денежных средств от иностранных источников, осуществлении ею политической деятельности, т.е. совокупности оснований для включения Организации в Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и как следствие - законности оспариваемого распоряжения Министерства юстиции России.
Доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов судов о наличии законных оснований для принятия оспариваемого решения и ошибочности выводов судов об отсутствии нарушения прав Организации, незаконного возложения на неё обязанностей, сводятся к оценке установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств, которым судами дана развернутая, полная и надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает по мотивам, приведенным в судебных актах.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 9 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Красноярской региональной общественной организации "Мы против СПИДа" Кинчевской А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.