Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 18 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 23 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области об устранении нарушений требований земельного законодательства.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, объяснения представителя администрации муниципального образования Узловский район Тульской области Гаак О.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Узловский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать административного ответчика в срок до 31 января 2022 года разработать техническое задание на проектирование подъездных дорог, выполнить проектные работы на строительство подъездных дорог, организовать и выполнить работы по строительству подъездных дорог, организовать возможность технологического подключения к сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения к земельным участкам с кадастровыми номерами N, ссылаясь на то, что по результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что указанные земельные участки включены в установленном порядке в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, без их оснащения дорожной и коммунальной инфраструктурой газо-, тепло-, водоснабжением и водоотведением до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям.
В адрес органа местного самоуправления вынесено представление об устранении нарушений законодательства при обеспечении инфраструктурой земельных участков льготной категории граждан, которое осталось без исполнения.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 18 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 23 ноября 2021 года, административные исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области возложена обязанность в срок до 1 июня 2022 года разработать техническое задание на проектирование подъездных дорог; выполнить проектные работы на строительство, организовать и выполнить работы по строительству подъездных дорог; организовать возможность технологического подключения к сетям электро- газо-, водоснабжения и водоотведения земельных участков с кадастровыми номерами N, местоположением: "адрес", участки N N соответственно, по направлению на северо-запад от "адрес"; с кадастровым номером N, местоположением: "адрес", участок N; с кадастровым номером 71:20:010302:9, местоположением: "адрес", участок N; и с кадастровым номером N, местоположением: "адрес", участок N, включенных в установленном порядке в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация муниципального образования Узловский район Тульской области 23 мая 2022 года обратилась с кассационной жалобой в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 7 июня 2022 года), в которой просила об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как принятых с нарушениями норм материального и процессуального права.
Указывая на то, что сформированные земельные массивы и входящие в их состав земельные участки находятся в непосредственной близости к коммунальным сетям, их подключение к ним должно осуществляться строго по технологическому присоединению, так как расстояния от точек подключения до границ земельных участков соответствует требованиям технологического подключения.
Ссылаясь на положения ст. ст. 48 и 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", полагала, что установленный срок исполнения обязательства (1 июня 2022 года) является необоснованно малым.
На кассационную жалобу от прокуратуры Тульской области поданы письменные возражения, в которых указывается на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 8 июня 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая возникший спор по существу и удовлетворяя частично заявленные административные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда, исходил из того, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием (администрацией муниципального образования Узловский район Тульской области) в порядке решения вопросов местного значения, а поскольку спорные земельные участки, не обеспечены необходимой инфраструктурой, данное бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы льготной категории граждан.
С указанными выводами следует согласиться, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорное правоотношение и представленным в дело доказательствам.
Подпунктом 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год
Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен ст. 17 названного выше Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлениями администрации муниципального образования Узловский район Тульской области от 3 августа 2018 года N 838, от 13 апреля 2018 года N 390 и от 1 октября 2019 года N 1469 спорные земельные участки включены в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей.
Постановлением того же органа от 25 сентября 2020 года N 1463 постановление от 13 апреля 2018 года N 390 о включении в вышеназванный перечень участка с кадастровым номером N, признано утратившим силу.
В ходе проведения Узловским межрайонным прокурором проверки по обеспечению администрацией муниципального образования Узловский район Тульской области необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставленных в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, выявлено, что вышеуказанные земельные участки не обеспечены объектами инфраструктуры; электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам не осуществлено; подъездные пути к земельным участкам отсутствуют.
24 августа 2020 года прокурором внесено представление главе муниципального образования об устранении нарушений законодательства при обеспечении инфраструктурой земельных участков льготной категории граждан; в ходе контрольного выезда на место установлено, что представление административным ответчиком не исполнено, о чем был составлен акт от 9 октября 2020 года.
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям (бездействию) административного ответчика, с учетом установленных и исследованных по делу обстоятельств и приведенных положений законодательства, установив, что обеспечение необходимой инфраструктурой спорных земельных участков находится в компетенции органа местного самоуправления, пришли к выводу о наличии бездействия со стороны администрации муниципального образования Узловский район Тульской области, поскольку указанное ведет к нарушению прав и законных интересов льготной категории граждан.
При этом, судами отмечено, что установленный для административного ответчика срок (до 1 июня 2022 года) для принятия мер по обеспечению спорных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры газоснабжения, водоотведения и транспортной доступности является разумным, отвечающим принципу баланса интересов сторон и социально значимым целям предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ч. ч. 2 и 3 ст. 329, а также применительно к ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 18 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Узловский район Тульской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.