Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С. и Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвищенко В.И. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области", Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" о взыскании недополученной пенсии, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации, поступившей с делом 19 апреля 2022 г, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области", поступившей 25 апреля 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Литвищенко В.И, возражавшего против отмены судебных актов, судебная коллегия
установила:
Литвищенко В.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению (далее ФКУ) "Военный комиссариат Ростовской области", в котором просил суд взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" убытки в виде недополученной пенсии за выслугу лет в размере 230 164, 48 руб, а также расходы по оплате услуг представителя - 20 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 24 августа 2021 г. исковые требования Литвищенко В.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 января 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое постановление о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Литвищенко В.И. в счет возмещения убытков п недополученной пенсии денежной суммы в размере 105 536, 78 руб.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 января 2022 г, просит отменить его, как незаконное. В обоснование доводов указывает, что суд апелляционной инстанции полностью проигнорировал позицию ответчика, согласно которой Министерство обороны Российской Федерации и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", как самостоятельные юридические лица и органы военного управления Вооружённых Сил Российской Федерации являются ненадлежащими ответчиками в рамках данного гражданского дела по заявленным истцом требованиям.
Министерство обороны Российской Федерации и ФКУ "Объединённое стратегическое командование Южного военного округа" как самостоятельные юридические лица не осуществляют расчёт и выплату пенсий военнослужащим. Вопросы по назначению и перерасчёту пенсии в соответствии с требованием Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" подлежат рассмотрению территориальным военным комиссариатом по месту регистрации (учёту) военнослужащего.
Обязанность по представлению документов для подсчета выслуги лет на пенсию военнослужащего возложена на командование воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу. Требования истца к Министерству обороны Российской Федерации или ФКУ "Объединённое стратегическое командование ЮВО", связанные с зачетом выслуги лет направлены к ненадлежащему ответчику, поскольку названная функция возложена на управление финансового обеспечения.
Суд апелляционной инстанции незаконно и необоснованно проигнорировал правовую позицию ответчика по вопросу требования истца о взыскании убытков. В качестве неполученных ежемесячных денежных выплат на основании Закона N4468-1", требования и доводы истца являются незаконными и необоснованными, поскольку возмещение убытков предусмотрено исключительно нормами статей 15, 16, 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, доводы истца о применении статьи 15 названного кодекса являются незаконными. В рамках данного гражданского дела истцом не представлено никаких доказательств, причинения ему убытков и упущенной выгоды. Истцом не указаны мотивированные доводы по вопросу убытков, отсутствуют доказательства причинения убытков, их размер, лицо причинившее убытки, в том числе данные требования в силу закона не подлежат предъявлению к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединённое стратегическое командование Южного военного округа" и иным структурным подразделениям Министерства обороны Российской Федерации, в том числе военным комиссариатам.
Истец подменяет нормы права, указывая на убытки, предусмотренные статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, а позицию указывает о неполучении ежемесячных выплат осуществляемых государством, как один из видов социальных гарантий на основании наличия права на получение и обращения в уполномоченные органы в установленном законом порядке, права на получение которого у истца до установления юридического факта не имеется.
Суд апелляционной инстанции неправомерно полностью проигнорировал правовую позицию представителя ответчика, согласно которой истец заявляет требования о возмещении причиненных убытков как недополученного дохода в виде неполученных ежемесячных денежных выплат предусмотренных при исчислении военной пенсии, что является незаконным, поскольку: денежные средства, выплачиваемые гражданам как ежемесячная денежная выплата на основании Закона N 4468-1 - не являются для граждан доходом, не являются для граждан прибылью, в связи с чем, указанные истцом выплаты не могут быть убытками для граждан (физических лиц). Доказательством того, что получаемая гражданином социальная гарантия - пенсия не является доходом то, что данная выплата не облагается налогом государства.
В рамках данного гражданского дела представителем ответчика было заявлено о применении срока исковой давности, что судом полностью проигнорировано и в нарушение требований законодательства не рассмотрено.
ФКУ "Военный комиссариат по Ростовской области" также обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 января 2022 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывает на отсутствие вины военного комиссариата в неверном составлении расчета выслуги лет и на вину истца, который через 18 лет после назначения пенсии впервые поднял вопрос о несогласии с ее размером. Указывает, что военный комиссариат Ростовской области не осуществляет ведение личных дел военнослужащих и не осуществляет составление расчетов выслуги лет на пенсию. Расчет выслуги лет на пенсию осуществляет управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу (далее также МО РФ по ЮВО) по имеющимся в деле документам, т.е. какие в деле имеются документы, такие документы и ложатся в основу составленного расчёта выслуги лет. В ранее поступавшем в Управление финансового обеспечения МО РФ по ЮВО личном (пенсионном) деле истца таковых документов в полном объеме не было, ввиду чего период 1994 года не был зачтён в льготном исчислении. Вновь составленный расчёт на выслугу лет на пенсию составлен на основании дополнительно собранных истцом документов в 2020 г. Судом не принято во внимание, что спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными, они регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, в том числе Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, следовательно, к требованиям Литвищенко В.И. о возмещении убытков, причинённых несвоевременным перерасчетом пенсии, не могут быть применены положения статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ФКУ "Военный комиссариат по Ростовской области", Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ Объединенное стратегическое командование ЮВО", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу", в судебное заседание суда кассационной инстанции представителя н направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Литвищенко В.И. о взыскании убытков в виде недополученной пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для взыскания с ответчика в пользу Литвищенко В.И. неполученной пенсии за выслугу лет ранее 14 апреля 2019 г. не имеется; перерасчет пенсии за выслугу лет произведен ему ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области", ФКУ УФО МО РФ по ЮВО в соответствии с законом на основании представленных документов о прохождении им военной службы в период с 1 апреля 1994 г. по 15 августа 1994 г, вины ответчика, его противоправных действий, равно как наличия причинно-следственной связи между поведением ответчика и причинением Литвищенко В.И. каких-либо убытков, не установлено.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет пенсии носит заявительный характер и осуществлен истцу с 14 апреля 2020 г. ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" на основании его заявления от 20 февраля 2020 г. ФКУ УФО МО РФ по ЮВО выплатило Литвищенко В.И. разницу между новым и прежним размерами пенсии за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (с 14 апреля 2019 г. по 13 апреля 2020 г.), что согласуется с требованиями части 2 ст.55 Закона Российской Федерации N4468-1 от 12 февраля 1993 г.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда определением от 25 ноября 2021 г. перешла по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Тем же определением суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу".
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что приказом командующего войсками СКВО от 10 ноября 2002 г. N0431 Литвищенко В.И. был уволен с военной службы с зачислением в запас в звании майора с должности начальника Каменск-Шахтинского гарнизонного Дома офицеров (войсковая часть 55324) с 1 декабря 2002 г. по истечении срока контракта прохождения военной службы (подпункт "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ).
Из данного приказа следует, что его выслуга лет составляет в календарном исчислении - 22 года 2 мес, в льготном - 25 лет (л. д.21).
С 16 декабря 2002 г. истец является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
В расчете выслуги лет военнослужащего на пенсию от 25 июня 2003 г. (л. д. 20) продолжительность выслуги лет истца значится равной - 24 годам 9 мес. 19 дн. (24 полных года). Согласно расчету на пенсию за выслугу лет от19.08.2003г. размер процентной надбавки за выслугу лет - 65 %, размер пенсии за выслугу лет - 62 % денежного довольствия (л.д.131). В денежном аттестате истца указаны размер процентной надбавки за выслугу лет - 65 %, продолжительность выслуги на 16.12.2002г. - 22 года 2 месяца 6 дней (л.д.143-об).
Из послужного списка истца следует, что в период с 11 июня 1994 г. по 30 августа 1994 г. Литвищенко В.И. проходил службу в качестве психолога отделения по работе с личным составом ВУС-3902003 19-ой мотострелковой дивизии 42 Армейского корпуса, СКВО (г. Владикавказ), с 30 августа 1994 г. по 30 марта 1996 г.- в должности начальника офицерского клуба ВУС-3902003 (Владикавказский гарнизон, СКВО - л. д. 62).
По запросу Литвищенко В.И. представлена архивная справка от 31 января 2020 г. о том, что он проходил военную службу в зоне вооруженного конфликта на территории РСО и Ингушской Республики с 1 апреля 1994 г. по 15 августа 1994 г. Во исполнение решения Временной Администрации от 2 ноября 1992 г. и приказа Командующего Объединенными Силами МО РФ на территории РСО и Ингушской республики от 2 ноября 1992 г. приказано военнослужащим за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта с 31 октября 1992 г. засчитывать в выслугу лет, дающую право на пенсию - 1 месяц службы за 3 месяца (л. д.148-оборотная сторона).
Из содержания архивной справки Филиала Центрального архива Министерства обороны РФ от 31 января 2020 г. N 119/2/11918, 20/2/766 следует:
В приказе командира войсковой части 20634 по строевой части N48 от 1 апреля 1994 г. (г. Владикавказ) значится: "параграф 6. С сего числа полагать вступившим в исполнение вакантной должности психолога майора Литвищенко (имя и отчество не указаны).
В приказе командира войсковой части 20634 по строевой части N66 от 1 мая 1994 г. (г. Владикавказ) значится: "параграф 6. С сего числа полагать допущенным и вступившим в исполнение вакантной должности психолога майора Литвищенко В.И.".
В приказе командира войсковой части 20634 по строевой части N137 от 15 августа 1994 г. (г. Владикавказ) значится: "параграф 2. Полагать убывшим 15 августа 1994 г.: 4 майора Литвищенко В.И, начальника гарнизонного клуба, в очередной отпуск за 1994 г. с выездом в г. Луганск по 02 октября с.г.".
По приказам командира войсковой части 20634 за 1994 1996 годы установлено, что войсковая часть 20634 в 1994 -1996 годах дислоцировалась в г. Владикавказ.
В приказах командира войсковой части 20634 по общим вопросам "Об исчислении выслуги лет и установлении дополнительного денежного содержания значится: "Во исполнение решения Временной Администрации от 2 ноября 1992 г. и приказа Командующего Объединенными Силами МО РФ на территории РСО и Ингушской республики N1 от 2 ноября 1992 г, - приказываю: Военнослужащим за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта с 31 октября 1992 г. засчитывать в выслугу лет, дающую право на пенсию ? 1 месяц службы за 3 месяца (засчитываемый период в приказах не указан).
В соответствии с приказом МО РФ от 5 марта 1993 г. 3128 установить денежное содержание майору Литвищенко В.И. приказ от 12 августа 1994 г. N361 - 31 день, приказ от 21 сентября 1994 г. N434 - 14, приказ от 20 октября 1994 г. N474 - отпуск, приказ от 15 ноября 1994 г. N532 - 28 дней (л. д. 148).
20 февраля 2020 г. Литвищенко В.И. письменно обратился в ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" с заявлением, содержащим просьбу о запросе документов о прохождении им службы в зоне вооруженного конфликта на территории РСО и Ингушской Республики с 1 апреля 1994 г. по 15 августа 1994 г, а также перерасчете размера его пенсии за выслугу лет с применением льготного порядка исчисления выслуги лет за указанный период (л. д. 147).
14 апреля 2020 г. с учетом сведений, содержащихся в данной архивной справки Филиала Центрального архива Министерства обороны РФ от 31 января 2020 г. N119/2/11918, 20/2/766, ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области", ФКУ УФО МО РФ по ЮВО произведен новый расчет выслуги лет (перерасчет выслуги лет) с 14 апреля 2020 г, с выплатой задолженности за период с 14 апреля 2019 г. по 13 апреля 2020 г. в сумме 13 278, 72 руб. (л. д.152).
Расчет выслуги лет истца от 14 апреля 2020 г. (по состоянию на 16 декабря 2002 г.) составил: в календарном - 22 года 4 мес.11 дней, в льготном - 25 лет 09 мес. 21 день (количество полных лет выслуги - 25), стал равным 65% денежного довольствия военнослужащего (л. д. 18, 19, 151).
Таким образом, факт выполнения Литвищенко В.И. задач в зоне вооруженного конфликта на территории РСО и Ингушской республики в период прохождения им службы с 1 апреля 1994 г. по 15 августа 1994 г. (л. д. 147), являлся основанием для льготного порядка исчисления выслуги лет (1 месяц службы за 3 месяца службы), что не оспаривалось ответчиками. Соответствующий перерасчет выслуги лет с 14 апреля 2020 г. истцу был произведен с выплатой задолженности за период с 14 апреля 2019 г. по 13 апреля 2020 г. согласно статье 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1, за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, в сумме 13 278, 72 руб. (л. д. 152).
Обращаясь в суд с настоящим иском о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет с учетом положений статьи 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1, Литвищенко В.И. указывал на то, что перерасчет его пенсии за выслугу лет с учетом льготного исчисления продолжительности выслуги лет должен быть осуществлен за весь период нарушения его пенсионных прав, ссылаясь на вину пенсионного органа. Представив свой расчет образовавшейся задолженности по выплате пенсии по выслуге лет за период с 16 декабря 2002 г. по 14 апреля 2020 г. (208 месяцев * 1 106, 56 (разница в выплате до и после перерасчета), Литвищенко В.И. просил суд о взыскании в его пользу денежной суммы 230 164, 47 руб. в виде недополученной пенсии за выслугу лет.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что при наличии в послужном списке истца сведений о выполнении задач в зоне вооруженного конфликта на территории РСО и Ингушской республики в период с 1 апреля 1994 г. по 15 августа 1994 г. (л. д. 147) командир воинской части в ходе беседы был обязан разъяснить Литвищенко В.И. необходимость подтверждения дополнительными документами права на льготный порядок исчисления выслуги лет в этот период.
По смыслу положений пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N1237, объявленный военнослужащему расчет выслуги лет должен содержать указание и сведения об ознакомлении его с данным расчетом.
Однако в материалы настоящего дела ни одним из ответчиков не представлено доказательств в подтверждение тому, что необходимость представления дополнительных документов в подтверждение льготного порядка исчисления выслуги лет истцу разъяснялась и с расчетом выслуги лет от 25 июня 2003 г, находящимся в его личном деле N ДР - 149358 (л. д. 131, 139), он был ознакомлен с соблюдением установленного порядка.
Вместе с тем, исследуя представленные по делу доказательства, в том числе, материалы личного дела Литвищенко В.И, судебная коллегия отметила, что в приказе командующего войсками СКВО от 10 декабря 2002 г. N0431 об увольнении истца с военной службы указана продолжительность его выслуги - 25 лет (л. д. 21).
Однако в расчете выслуги лет военнослужащего на пенсию от 25 июня 2003 г, подписанном заместителем начальника финансово- экономического управления СКВО (ФЭУ СКВО) Осовитним С, значится продолжительность выслуги лет истица - 24 года 9 месяцев 19 дней (л. д. 20, 139).
Относительно избранного заместителем начальника ФЭУ СВКО Осовитним С. способа исправления допущенной, по его мнению, в приказе командующего войсками СКВО от 10 декабря 2002 г. N0431 об увольнении Литвищенко В.И. ошибки в расчете продолжительности его военной службы путем внесения в одностороннем порядке в расчет выслуги лет изменений в сторону уменьшения выслуги лет, судебная коллегия суда апелляционной инстанции указала, что внесение такого характера изменений без уведомления об этом пенсионера и приведения правовых оснований для этого противоречит действующему правовому регулированию отношений, связанных с прохождением и прекращением военной службы, и умаляет право военнослужащего, уволенного с военной службы, на меры социальной поддержки, предусмотренные законом. Подобные действия ФЭУ СВКО привели к тому, что на бывшего военнослужащего, получающего пенсию по выслуге лет по линии Министерства обороны России, возложены неблагоприятные последствия, связанные с устранением возможной ошибки, допущенной уполномоченным органом при определении продолжительности его срока военной службы.
Данных о том, что с подготовленным ФЭУ СКВО расчетом выслуги лет Литвищенко В.И. истец был ознакомлен с соблюдением установленного порядка (подпункта "а" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N1237, пунктов 22, 23 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. N 350), и ему разъяснялась необходимость представления соответствующих документов в подтверждение льготного порядка исчисления отдельных периодов его военной службы, материалы дела не содержат.
В этой связи утверждение Литвищенко В.И. о том, что о несоответствии продолжительности его выслуги лет, указанной в приказе командующего войсками СКВО от 10 декабря 2002 г. N0431 об увольнении с военной службы (25 лет), и расчете от 25 июня 2003 г. (24 года 9 месяцев 19 дней), ему стало известно в 2020 г. при оформлении документов на получение удостоверения Ветерана боевых действий, обоснованно приняты во внимание судом апелляционной инстанции и свидетельствуют о нарушении органом Министерства обороны РФ его прав при назначении в 2002 г. пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем, исходя из того, что при увольнении истица с военной службы должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации (командиром войсковой части N55324 (л. д. 170) и заместителем начальника финансово-экономического управления СКВО) было допущено нарушение его прав, судебная коллегия Ростовского областного суда пришла к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, наделенным полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суд, в лице федерального органа государственной власти, являющегося главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности, с которого подлежит взысканию спорная сумма, является Министерство обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции о неправильном подсчете и нарушениях при подсчете срока выслуги лет истца при увольнении со службы в 2002 г, считает, что выводы суда апелляционной инстанции в части возложения обязанности по выплате недоплаченной пенсии на Министерство обороны Российской Федерации, сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Пенсионное обеспечение Литвищенко В.И. по линии Министерства обороны Российской Федерации осуществляется на основании закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения Мининой И.П. в пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет - 7 декабря 2012 г.).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Ранее действующим правовым регулированием (пункты 2, 6, подпункты 40, 41 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая с Министерства обороны Российской Федерации сумму недополученной пенсии за выслугу лет, суд апелляционной инстанции исходил из того, что перерасчет пенсии за выслугу лет Литвищенко В.И. должен быть осуществлен за весь период нарушения его пенсионных прав, ссылаясь на вину Министерства обороны Российской Федерации.
В силу статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действующей на 1 января 1997 г.) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 названного закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Федеральным законом от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2011 г, и эта статья изложена в следующей редакции: "Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.".
По смыслу приведенной нормы, перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров.
Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения в связи с изменением законодательства, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Суд апелляционной инстанции при разрешении исковых требований Литвищенко В.И. о взыскании задолженности по надбавке к пенсии за выслугу лет за спорный период приведенные нормативные положения в их взаимосвязи, в том числе об обязанности военных комиссариатов разъяснять гражданам, уволенным с военной службы, вопросы их пенсионного обеспечения, не применил.
Данные нарушения не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 января 2022 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований статей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 января 2022 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.