Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-24/2021 (УИД 54RS0012-01-2020-001256-35) по иску Медведевой Ларисы Анатольевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 9 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Медведева Лариса Анатольевна (далее по тексту - Медведева Л.А, истец) обратилась в суд к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барабинск Новосибирской области (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Барабинск Новосибирской области (межрайонное), ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что в спорные периоды истец работала учителем в учебно-консультационном центре с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы не менее 10 лет, что с учетом страхового стажа более 20 лет дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях". Пенсионный орган отказал истцу в назначении досрочной страховой пенсии, что по мнению истца является незаконным.
Истец просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Барабинск Новосибирской области (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включить в стаж работы Медведевой Л.А. учителем в учебно-консультационном центре (далее УКП) при Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 12" Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее - ФКУ ИК-12) и в УКП при Федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 2 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее - ФКУ СИЗО-2) в учебные годы: 1996-1997, 1997-1998, 1998-1999, 1999-2000, а также в учебные годы: 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015, всего 11 лет, назначить и выплачивать пенсию с 9 октября 2018 г, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и за составление иска в размере 5000 рублей.
Определением Барабинского районного суда Новосибирской области от 17 июня 2021 г. в порядке процессуального правопреемства в связи с реорганизацией пенсионных органов ответчик заменен на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОПФР по Новосибирской области, ответчик).
Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 9 июля 2021 г. исковые требования Медведевой Л.А. удовлетворены, решение УПФР в г. Барабинск Новосибирской области (межрайонное) от 4 декабря 2018 г. признано незаконным, на ответчика возложена обязанность включить в стаж работы Медведевой Л.А, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды ее работы в должности учителя в УКП при ФКУ ИК-12 и в УКП при ФКУ СИЗО-2 в учебные годы: 1996-1997, 1997-1998, 1998-1999, 1999-2000, а также в учебные годы: 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015, всего 11 лет, назначить Медведевой Л.А. и выплачивать страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 9 октября 2018 г, также с ответчика в пользу Медведевой Л.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в размере 5000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 марта 2022 г. решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 9 июля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР по Новосибирской области просит отменить решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 9 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно положениям статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665 от 16 июля 2014 г.).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при досрочном назначении лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 17 пунктом 1 статьи 27 Закона применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85.
Правом на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с указанным Списком пользуются четыре категории работников:
1. Все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.
2. Руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (бухгалтеры, заведующие складами (включая центральные), заведующие столовыми, заведующие производством (шеф-повар), заведующие (баней, прачечной), инженеры, инспекторы, старшие инспекторы, коменданты, мастера, старшие мастера, помощники мастеров, мастера контрольные, старшие мастера контрольные, механики, нарядчики, начальники гаражей, начальники депо, начальники котельных, начальники лесопунктов, начальники лесных бирж, начальники лесовозных дорог, начальники отделов труда и заработной платы, начальники учебно-производственных мастерских, мастерских, начальники узкоколейных железных дорог, начальники участков, начальники смен, начальники цехов, их заместители, производители работ, старшие производители работ, техники, технические руководители лесобирж, технические руководители лесопунктов (нижних складов), управляющие фермами, экономисты, энергетики, художники-конструкторы), 3. Медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал).
4. Работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными (директора (заведующие, начальники), заместители руководителя (директора, заведующего, начальника), руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения, заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, воспитатель, мастер производственного обучения, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-психолог, преподаватель, старший педагог дополнительного образования, учитель).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, при муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Куйбышевского района "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" создан учебно-консультационный пункт.
Учебно-консультационный пункт создан в целях предоставления подозреваемым, обвиняемым и осужденным, находящимся в ФКУ ИК-12 и в ФКУ СИЗО-2 реальную возможность гарантированного государством права на получение бесплатного общего образования.
Оказание услуг по обучению подозреваемым, обвиняемым и осужденным, находящимся в ФКУИК-12 и в ФКУ СИЗО-2 осуществлялось на основании договоров, безвозмездного оказания образовательных услуг, заключенных между муниципальным казенным общеобразовательном учреждении Куйбышевского района "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" и ФКУ ИК-12 и в ФКУ СИЗО-2.
Медведева Л.А. в связи с образованием учебно-консультационного пункта приказом общеобразовательного учреждения от 4 сентября 1996 г. N принята на работу в учебно-консультационный пункт учителем физики и математики с 1 сентября 1996 г.
9 октября 2018 г. Медведева Л.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барабинск Алтайского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как занята на работе с осужденными в должности учителя и ее стаж составляет более 10 лет.
Решением УПФР в г. Барабинск Новосибирской области (межрайонное) от 4 декабря 2018 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, поскольку, по мнению пенсионного органа представленными документами необходимая продолжительность специального стажа работы Медведевой Л.А. не подтверждена документально, из представленных документов не усматривается постоянная, непосредственная занятость Медведевой Л.А. на работе с осужденными. Сведениями индивидуального (персонифицированного) учета льготный характер работы заявителя не подтвержден.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу, что в стаж работы истца необходимо включить ее работу в должности учителя в УКП при ФКУ ИК-12 и в УКП при ФКУ СИЗО-2 в учебные годы: 1996-1997, 1997-1998, 1998-1999, 1999-2000, а также в учебные годы: 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015, всего 11 лет. С учетом включенного стажа суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Медведевой Л.А. с 9 октября 2018 г. необходимо назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым основанием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа во включении спорных периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости у УПФР в г. Барабинск Новосибирской области (межрайонное) не имелось.
Согласно справке ФКУ ИК-12 от 2 июля 2020 г. N Медведева Л.А. на основании договора безвозмездного оказания образовательных услуг занимается учебно-воспитательным процессом, постоянно и непосредственно занята на работах с осужденными в качестве учителя математики и физики с 1 сентября 1996 г. и по настоящее время. Учебно-консультационный пункт расположен на территории жилой зоны исправительной колонии. Для прохождения к месту работы на Медведеву Л.А. оформлен постоянный пропуск, свою работу она полностью согласовывает с режимом работы ФКУ ИК-12, ежедневно проходит необходимые инструктажи по безопасности, получает тревожную кнопку, расписывается в журнал регистрации инструктажей для женского персонала учреждения, проходит досмотр в соответствии с требованиями режима учреждения.
Согласно справке учебная нагрузка Медведевой Л.А. в учебно-консультационном пункте при ФКУ ИК-12, учебно-консультационном пункте при ФКУ СИЗО-2 в неделю составила в учебные годы: 2008 - 2009 - 19, 53 часов, 2009-2010 - 21, 86 часов, 2010-2011 - 21, 34 часов, 2011-2012 - 19, 7 часов, 2012-2013 - 22, 0 часов, 2013-2014 - 21, 15 часов, 201-2015 - 20, 95 часов.
Факт того, что Медведева Л.А. занималась учебно-воспитательным процессом, постоянно и непосредственно занята на работах с осужденными в качестве учителя математики и физики, осуществляет классное руководство, также подтверждается индивидуальными планами работы, карточками - справками по ВСШ, архивными справками.
В справке, уточняющей особый характер работы и условия труда, указано, что работа Медведева Л.А. дает право на льготное пенсионное обеспечение по пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы о том, что суды надлежащим образом не установили обстоятельство занятости истца на работе с осужденными не менее 80% рабочего дня, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
Из Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85" следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (пункт 2).
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 декабря 2009 г. N 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого, в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными.
Согласно пункту 10 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 8 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85", в подтверждение специального трудового стажа для установления льготного пенсионного обеспечения работникам администрацией учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, выдается справка о периодах работы с осужденными в профессиях и должностях, предусмотренных Списком.
В соответствии с пунктом 2.8.1. Приложения N 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).
Судами установлено, что в спорные периоды Медведева Л.А. при работе с осужденными вырабатывала норму педагогической нагрузки более 18 часов в неделю, при этом, с учетом расписания уроков находилась на территории исправительного учреждения в периоды перемен и перерывов между уроками.
При этом согласно сведениям ФКУ ИК-12, представленных в суд апелляционной инстанции, за период до 2015 года журналы учета выхода и входа сотрудников не заводились. В учреждении заводились журналы пропуска женщин, которые согласно Приказу ФСИН России от 21 июля 2014 г. N "Об учреждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения". Срок хранения составляет 1 год.
То обстоятельство, что невозможно установить время нахождения на территории учреждения Медведевой Л.А. (превышающее учебную нагрузку) с учетом выработки учебной нагрузки, не может служить основанием для отказа истице в восстановлении ее пенсионных прав.
Факт работы Медведевой Л.А, которые дают право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, подтвержден справкой учреждения.
Кроме того, в кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что с даты регистрации Медведевой Л.А. 25 февраля 1998 г. в системе обязательного пенсионного страхования работодатель не сдавал индивидуальные сведения с кодом льготы, предусмотренные для работников с осужденными, что является так же основанием для отказа истцу в иске.
Вместе с тем, из дела следует, что Медведева Л.А. обращалась в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Куйбышевского района "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" о возложении обязанности исправить сведения персонифицированного учета в указанной части и начислить дополнительные тарифы с 1 января 2013 г, для зачисления периодов ее работы в стаж на соответствующих видах работ. Решением Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 15 апреля 2021 г. в удовлетворении иска Медведевой Л.А. отказано. При этом отказ мотивирован пропуском срока по части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, однако при рассмотрении указанного дела суд указал о том, что работа Медведевой Л.А. в должности учителя учебно-консультационного пункта имеет такой характер работы с осужденными, который дает право на назначение льготной пенсии при наличии условий для её назначения.
Кроме того, согласно справке муниципального казенного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" от 30 ноября 2020 г. N, в соответствии с действующим законодательством и установленные сроки администрация муниципального казенного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" проводила специальную оценку условий труда (далее - СОУТ), по результатам которой по штатной должности каждого работника учреждения были установлены класс условий труда и соответствующие ему компенсационные выплаты: - в период с 25 февраля 2013 г. по 25 декабря 2017 г. на основании результатов СОУТ "Отчет об аттестации рабочих мест по условиям труда" от 25 февраля 2013 г. педагогическому персоналу МКОУ ВСОШ по должности "Учитель" установлен 3 общий класс условий труда с подклассом 3.1 и производилась компенсационная выплата за вредность в размере 4% от должностного оклада.
Из информации, представленной МКУ "Центр обеспечения" 30 ноября 2020 г. N, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным страховым взносам осуществляется на основании результатов аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда), в результате проведения которой указывается класс условий труда и соответствующие компенсации, устанавливаемые соответствующему классу.
Согласно предоставленным директором муниципального казенного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" посредством электронного сообщения от 16 ноября 2020 г. результатам специальной оценки условий труда от 25 февраля 2013 г. учителям действительно установлен вредный класс условий труда (подкласс - 3.1), в соответствии с которым на основании пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен дополнительный тариф в размере 2, 0 процента, однако согласно реестрам входящей документации за 2013 год руководителем школы результаты аттестации рабочих мест не были переданы в МКУ "Центр обеспечения", что соответственно повлекло за собой неуплату страховых взносов по дополнительным тарифам в период с 2013 по 2017 годы.
Доводы кассационной жалобы о том, что не представлены договоры безвозмездного оказания услуг до 2011 года, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку судами достоверно установлено, что Медведева Л.А. работала в УКП.
С учетом изложенного являются обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций, что представленными в материалы дела справками подтверждается, что, в спорные периоды истец, работая в школе при учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, была постоянно и непосредственно занята на работах с осужденными, предусмотренных Списком, работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 9 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.