Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Матлахова А.С.
и судей фио, фио, при секретаре (помощнике судьи) Цыпкайкиной Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Матлахова А.С. гражданское дело N 2-7799/ дата по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
исковые требования Военного прокурора Балашихинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения удовлетворить;
признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в необорудовании зданий казарм войсковой части 19889 инв. NN 62, 64, 108, 110, расположенных по адресу: адрес, автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях;
обязать Министерство обороны Российской Федерации к совершению действий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, связанных с оборудованием зданий казарм инв. NN 62, 64, 108, 110 войсковой части 19889 автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Балашихинского гарнизона обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ссылаясь на то, что в ходе проведенных надзорных мероприятий выявлено, что в зданиях казарм с инв. NN 62, 64, 108, 110, принадлежащих на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях. С момента введения названных объектов в эксплуатацию указанное оборудование не устанавливалось. Командованием войсковой части 19889, на территории которых расположены указанные объекты, ранее неоднократно направлялись заявки в вышестоящие органы военного управления о необходимости оборудования казарм названными системами, однако казармы необходимыми противопожарными системами не оборудованы, а поданные заявки оставлены без реализации.
Суд первой инстанции постановилвышеназванное решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, ч.3 ст.35 Федерального закона от дата N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с абз.4 ст.20 Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О пожарной безопасности, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основу законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности, определяющего основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающего общие требования пожарной безопасности к объектами защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения составляет Федеральный закон от дата N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), что следует из части 1 статьи 1 названного федерального закона.
Частью 4 статьи 4 Технического регламента предусмотрено, что в случае если положениями Технического регламента устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Технического регламента применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Исходя из положений ст.6 Технического регламента, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В развитие положений Закона о пожарной безопасности и Технического регламента в рамках предоставленных дискреционных полномочий приказом Министра МЧС России от дата N 315 утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
В рамках дискреционных полномочий Министром МЧС России издан приказ N 323 от дата, которым утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).
Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожарной сигнализации. Нормы НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.12 ст.1 Федерального закона от дата N 61-ФЗ "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст.11 Федерального закона от дата N 61-ФЗ, воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 26 названного закона определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятии в области обороны.
При этом в соответствии с Положением о Департаменте строительства Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от дата N 300, он является центральным органом военного управления Министерства обороны России, осуществляющим перспективное и текущее планирование объемов государственных капитальных вложений и организующим деятельность по капитальному строительству и капитальному ремонту для реализации план оперативного оборудования Российской Федерации в целях обороны.
В силу положений ст.37 Федерального закона от дата N 69 "О пожарной безопасности", организации, учреждения, предприятия обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.
Судом первой инстанции установлено, что на территории войсковой части 19889 расположены казармы с инвентарными номерами 62 (дата постройки, общая площадь 3742, 5 кв.м, кадастровый номер 46:239:002:000120120:0001, литер А, А1), 64 (дата постройки, общая площадь 3938, 2 кв.м, кадастровый номер 46:239:002:000112320:0001, литер А, А1), 108 (дата постройки, общая площадь 4 784, 7 кв.м, кадастровый номер 46:239:002:000112340:0001, литер А, А1), 110 (дата постройки, общая площадь 2361, 7 кв.м, кадастровый номер 46:239:002:000112350:0001, литер А, А1).
Указанные объекты недвижимого имущества предназначены для постоянного проживания личного состава - военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в войсковой части 19889, а также лиц, временно командированных в воинскую часть для прохождения обучения, круг которых, вопреки доводам жалобы, определен быть не может.
Из сведений о размещении военнослужащих, представленных командованием войсковой части 19889, следует, что в настоящее время в указанных казармах постоянно проживает следующее количество военнослужащих: в казарме с инв. N 62 - 259 человек, N 64 - 178 человек, N 108 - 275 человек, N 110 - 10 человек.
В ходе проведенных военной прокуратурой Балашихинского гарнизона надзорных мероприятий выявлено, что в зданиях казарм отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях; с момента введения названных объектов недвижимости в эксплуатацию указанное оборудование также не устанавливалось.
Командованием войсковой части 19889 ранее неоднократно направлялись заявки в вышестоящие органы военного управления о необходимости оборудования казарм названными системами, однако казармы необходимыми противопожарными системами не оборудованы, поданные заявки оставлены без реализации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установилфактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о правомерности предъявленного иска и необходимости удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права.
Согласно ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
В соответствии с п.3 названного постановления, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда в полной мере соответствует названным требованиям.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.