Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-2/938
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "НКР" - Гребенева И.Н., бухгалтер по доверенности от 04.01.2004 N 3, Ефремов Е.А., юрисконсульт по доверенности от 04.01.2004 N 2, от ИМНС РФ по Комсомольску-на-Амуре - Савина А.Л., главный государственный налоговый инспектор по доверенности от 02.09.2002 N 04-11/6371, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре на решение от 15.12.2003 по делу N А73-1614/2003-16 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Благотворительного фонда ОАО "НКР" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Комсомольску-на-Амуре о признании недействительным решения.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 09.06.2004.
Благотворительный фонд открытого акционерного общества "НКР" обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными подпункта 1.1 пункта Л, подпунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 пункта 2 решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре N 1453 от 16.12.2002 о привлечении Фонда к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога за 2001 год.
Инспекция по налогам и сборам РФ по г. Комсомольску-на-Амуре, в порядке статьи 132 АПК РФ, подала встречное заявление о взыскании суммы налоговых санкций в размере 35822,14 рублей.
Решением суда от 14.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2003, требования Фонда удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречных требований налогового органа отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 01.10.2003 состоявшиеся судебные акты отменены с направлением материалов дела на новое рассмотрение в первую инстанцию суда по мотиву нарушения судом норм процессуального права.
При новом рассмотрении дела решением от 15.12.2003 требования Благотворительного фонда удовлетворены. При этом суд, руководствуясь статьями 235, 236 Налогового кодекса РФ, в редакции действовавшей на период спорных отношений, установил, что Фонд не является налогоплательщиком по единому социальному налогу, и следовательно, обязательства по его уплате у Фонда отсутствуют. Требования налогового органа оставлены без удовлетворения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит решение суда отменить и принять новое решение по существу спора. По мнению заявителя жалобы, суд неполно исследовал и не оценил доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, не установил обстоятельства дела имеющие значение для разрешения спора и не применил нормы материального права, подлежащие применению. Указанные нарушения, считает налоговый орган, привели к принятию неправильного судебного акта. В судебном заседании представитель инспекции по налогам и сборам доводы жалобы поддержала.
Возражений на кассационную жалобу не поступало, однако в судебном заседании представители Фонда против доводов жалобы возражали, считая принятый судебный акт законным и обоснованным.
Проверив законность состоявшегося судебного акта, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки Благотворительного фонда ОАО "НКР" инспекцией по налогам и сборам установлен факт неуплаты единого социального налога (взноса) за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 в связи с невключением в налоговую базу, в нарушение статей 235, 236 Налогового кодекса РФ, выплат в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) либо авторским или лицензионным договором.
Решением налогового органа от 16.12.2002 N 1453 Благотворительный фонд привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в размере 35822,14 рублей. Также Фонду предложено перечислить сумму неполностью уплаченного налога - 179110,72 рублей и пени за просрочку уплаты налога в сумме 22120,95 рублей.
Считая принятое решение налогового органа незаконным и нарушающим права и законные интересы Фонда как некоммерческой благотворительной организации, Благотворительный фонд ОАО "НКР" обратился с заявлением в арбитражный суд.
Проверив на соответствие действующему законодательству оспариваемое решение инспекции по налогам и сборам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления Благотворительному фонду единого социального налога.
Как усматривается из материалов дела, Благотворительный фонд ОАО "РЖ "Роснефть-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод" является некоммерческой благотворительной организацией, учрежденной ОАО "НКР" с целью оказания материальной и иной помощи всем категориям социально незащищенных лиц, работавших или работающих у Учредителя, а также несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, работавших у Учредителя.
Во исполнение своих уставных целей Благотворительный фонд осуществлял выплату материальной помощи и иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц - неработающих пенсионеров ОАО "НКР".
Неотражение Фондом указанных выплат в налогооблагаемой базе по единому социальному налогу за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, послужило основанием для привлечения Фонда к налоговой ответственности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона N 166-ФЗ от 29.12.2000, налогоплательщиками по единому социальному налогу признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе организации.
Статьей 236 Кодекса определен объект налогообложения по единому социальному налогу. Согласно пункту 1 указанной нормы права объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе: вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные платежи в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Вместе с тем, как указывалось выше, Благотворительный фонд не является работодателем лиц, которым, в силу уставных целей, Фондом оказывается материальная и иная помощь. Согласно статье 4 Устава Благотворительного фонда помощь оказывается всем категориям социально незащищенных лиц, работавших или работающих у Учредителя, кем является открытое акционерное общество "НКР".
Исходя из буквального толкования статьи 235 Налогового кодекса РФ, в редакции действовавшей на период спорных правоотношений, налогоплательщиками единого социального налога являются организации - работодатели.
Учитывая, что Благотворительный фонд не относится к работодателям, производящим выплаты наемным работникам, он не может быть признан налогоплательщиком по единому социальному налогу. Следовательно, доначисление налога и штрафных санкций произведено налоговым органом необоснованно.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.12.2003 по делу N А73-1614/2003-16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-2/938
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании