Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 ноября 1998 г. N Ф03-А51/98-1/1338
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационные жалобы Мэрии г. Владивостока, МУП "Новая Эра" на решение, постановление от 06.08.98 г., 25.09.98 г. по делу N А51-11617/97 21-288/14 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального предприятия "Владивостокское предприятие электрических сетей" к АО "Эра", МУП "Новая Эра". Мэрии г. Владивостока, ОАО "Дальэнерго", 3-е лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Владивостока о взыскании 924081 рубля 18 копеек.
Муниципальное предприятие "Владивостокское предприятие электрических сетей" обратилось в суд с иском к Акционерному обществу "Эра" о взыскании 924081 рубля 18 копеек - задолженность за потребленную электроэнергию за период с марта по декабрь 1996 г., согласно договора N 56 от 27.03.95 г.
До рассмотрения спора по существу по ходатайству истца, в порядке ст. 35 АПК РФ привлечены в качестве других ответчиков - Мэрия г. Владивостока, ОАО "Дальэнерго", Муниципальное предприятие "Новая Эра". На основании ст. 39 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика по ходатайству Мэрии г. Владивостока привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом г. Владивостока.
Решением от 06.08.98 г. Арбитражный суд Приморского края требования истца удовлетворил, взыскал с Мэрии г. Владивостока - 695290 рублей 93 копейки, с МУП "Новая Эра" - 228790 рублей 24 копейки - суммы основного долга, в пользу МП "Владивостокское предприятие электрических сетей", освободив от ответственности по иску - АО "Эра", ОАО "Дальэнерго".
Постановлением апелляционной инстанции от 25.09.98 г. того же суда, решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Мэрия г. Владивостока Приморского края просит принятые по делу судебные акты отменить, в связи с нарушением и неправильным применением судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы вывод суда о том, что жилой фонд АО "Эра" был передан в муниципальную собственность и внесен в реестр муниципальной собственности в 1993 г. не соответствует действительности, так как фактически прием-передача жилого фонда АО "Эра" в муниципальную собственность состоялась 01.11.96 г. о чем свидетельствуют материалы, имеющиеся в деле.
Муниципальное унитарное предприятие "Новая Эра" в своей кассационной жалобе предлагает принятые по делу судебные акты отменить в части взыскания с МУП "Новая Эра" суммы 228790 рублей 24 копеек основного долга, как принятые с нарушением норм материального права - статей 210, 113, 401 ГК РФ, ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики", Положения "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 235 от 07.03.95 г.
В отзыве на кассационную жалобу Мэрии г. Владивостока ОАО "Эра" с доводами, изложенными в ней не согласно, считает, что Мэрия г. Владивостока, являясь собственником жилого фонда, который передан в муниципальную собственность от ОАО "Эра" в процессе приватизации,"должна нести все расходы по его содержанию.
МП "Владивостокское предприятие электрических сетей", МУП "Новая Эра", Мэрия г. Владивостока, 3-е лицо КУМИ г. Владивостока отзывы на кассационные жалобы не представили.
В заседании суда кассационной инстанции представители Мэрии г. Владивостока, МУП "Новая Эра", АО "Эра" дали пояснения, соответствующие текстам жалоб и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, доводы сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит жалобу Мэрии г. Владивостока подлежащей удовлетворению, оснований к удовлетворению кассационной жалобы (МУП "Новая Эра" не усматривает.
Как следует из материалов дела, ОАО ВП "Зоа" было преобразовано из государственного предприятия "Зоа" на основании Решения Ленинского районного Совета народных депутатов г. Владивостока от 01.07.93 г. N 374.
Согласно плану приватизации, утвержденному Постановлением комитета по управлению имуществом Приморского края от 22.06.93 г. N 363, жилой фонд, инженерные сети ОАО "Эра" подлежали передаче в муниципальную собственность.
Фактическая передача указанных объектов с баланса АО ВП "Эра" на баланс МУП "Новая Эра" произведена 01.11.96 г. по акту приема-передачи, на основании договора от 15.09.96 г.
До этого времени акционерное общество в установленном порядке принимало от населения платежи за коммунальные услуги, в том числе и за электроэнергию.
Кроме того, с 22.06.93 г. по 01.11.96 г. договор о совместном использовании и финансировании этих объектов между АОВП "Эра" и Мэрией г. Владивостока не заключался.
В указанный период действовал договор от 27.03.95 г. об отпуске и потреблении электроэнергии N 56, заключенный между МП "Владивостокское предприятие электрических сетей" и АО "Эра", в соответствии с условиями которого МП ВПЗС обязано было отпускать АО "Эра" электроэнергию в соответствии с установленными в договоре условиями и величинами потребления электрической энергии и мощности, и АО "Эра" обязалось оплачивать потребляемую электрическую энергию и мощность, а также вносить другие платежи за расчетный период.
Пунктом 9 договора стороны предусмотрели срок его действия с 01.01.95 г. по 31.12.95 г. с ежегодной пролонгацией, если за месяц до окончания срока действия договора не последует заявлений одной из сторон об отказе от договора или его пересмотра. В материалах дела имеется письмо, в котором АО "Эра" (л.д. 124, т. 1) просит Владивостокское предприятие электрических сетей считать договор N 56 недействительным с 01.11.96 г., т.е. с момента фактической передачи жилья в муниципальную собственность.
Принимая решение о взыскании с Мэрии города Владивостока суммы долга за потребленную электроэнергию, на основании ст.ст. 210, 393 ГК РФ и п. 1 ст. 38 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" суд первой и апелляционной инстанции этот факт во внимание не принял. Кроме того, не учел, что указанные объекты находились на балансе у истца, взимавшего с жильцов коммунальные платежи, в том числе платежи за потребленную электроэнергию и пользовавшегося льготой по налогообложению прибыли в связи с обслуживанием жилого фонда.
Вместе с тем, суд ошибочно посчитал, что задолженность за электроэнергию должна быть отнесена на Мэрию г. Владивостока с момента утверждения плана приватизации до фактической его передачи по акту от 01.11.96 г., т.е. с марта по октябрь 1996 г. (период, предъявленный истцом) в сумме 695290 рублей 93 копейки, так как законодательство, действующее в период передачи объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность, в частности п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ", п. 1 Указа президента РФ от 10.01.93 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.95 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность", Постановление Правительства РФ от 23.12.93 г. N 1325 "О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных останов исполнительной власти при приватизации предприятий, не предусматривало возложение обязанности на содержание жилого фонда на муниципальные образования до момента их фактической передачи, а предусматривало лишь процедуру передачи и другие организационные вопросы, связанные с ней.
Согласно имеющимся в деле материалам, во исполнение перечисленных выше нормативных актов Губернатором края 10.11.95 г. направлено письмо N 8-36/2717 Главе Администрации г. Владивостока в котором дано указание принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения, в том числе жилфонд - АО "Эра".
Постановлением Главы Администрации г. Владивостока N 582 от 30.05.96 г. срок передачи спорных объектов установлен до 15.07.96 г.
С целью обеспечения надлежащей эксплуатации жилого фонда, на основании Постановления от 31.07.96 г. N 989 на базе ЖКО ОАО ВП "Эра" и ЖКО в/ч 26874 было создано муниципальное унитарное предприятие "Новая Эра", которое приняло жилой фонд 01.11.96 г. в соответствии с актом приема-передачи.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ и договором N 56 от 27.03.95 г. задолженность в сумме 695290 рублей 93 копейки за период с марта по октябрь 1996 г. и согласно ст. 95 АПК РФ госпошлина в сумме 11880 рублей подлежат взысканию с АО "Эра", а решение и постановление в этой части отмене. Мэрию г. Владивостока следует освободить от ответственности по иску. В остальном решение и постановление оставить без изменения.
Судом сделан правильный вывод о том, что с момента фактической передачи жилья с 01.11.96 г. ответственность по задолженности за потребленную электроэнергию следует возложить на МУП "Новая Эра".
Нарушений норм материального права ст. 113, 210, 401 ГК РФ в данном случае судом не допущено.
Доводы ОАО "Эра" и выводы суда первой и апелляционной инстанции о том, что Мэрии г. Владивостока выделялись средства из бюджета на возмещение расходов по задолженности за потребленную электроэнергию жилфондом ОАО "Эра" материалами дела не подтверждаются.
Письма N 11-2/1960 от 29.07.97 г. Администрации края, N 45/06-03 от 17.03.98 г. - финансового управления Администрации Приморского края, на которые ссылается суд при вынесении решения о взыскании долга с Мэрии г. Владивостока, таких сведений не содержат. Более того, письмо N 45/06-03 от 17.03.98 г. подтверждает, что средства на содержание ведомственного жилья, в том числе жилфонда ОАО "Зоа" в виде зачетов получены Мэрией г. Владивостока в 1996 г., и Мэрия должна была принять в муниципальную собственность жилищный фонд ОАО "Эра" в 1996 г.
Из письма N 45-06-03 от 14.04.98 г. (л.д. 48, т. 2) финансового управления Администрации Приморского края, следует, что средства на содержание жилья, включая ОАО "Эра", переданы бюджету г. Владивостока в 1996 г. в виде зачетов на весь объем принимаемого жилья без разделения на ведомства, поэтому невозможно конкретно указать, когда и какие суммы переданы в бюджет г. Владивостока именно на содержание ЖКО ОАО "Эра".
В связи с удовлетворением кассационной жалобы Мэрии г. Владивостока согласно ст. 95 АПК госпошлина подлежит взысканию с ОАО "Эра".
Госпошлину по кассационной жалобе МУП "Новая Эра", в уплате которой предоставлялась отсрочка следует отнести на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 95, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.08.98 г. и постановление апелляционной инстанции от 25.09.98 г. Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11617/97 21-288/14 изменить.
Взыскать с АО "Эра" в пользу МП "Владивостокское предприятие электрических сетей" 695290 рублей основного долга и 11880 рублей госпошлины.
Мэрию г. Владивостока от ответственности по иену освободить, в остальном решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу МУП "Новая Эра" - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Эра" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 5940 рублей, с МУП "Новая Эра" в сумме 3087 рублей 90 копеек.
Выдать исполнительные листы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 1998 г. N Ф03-А51/98-1/1338
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании