Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 декабря 2004 г. N Ф03-А59/04-2/3431
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Холмскому району Сахалинской области на решение от 19.05.2004, постановление апелляционной инстанции от 28.07.2004 по делу N А59-1334/04-С24 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Холмскому району Сахалинской области к индивидуальному предпринимателю Ю Тхя Хо о взыскании штрафа в сумме 5000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2004. Полный текст постановления изготовлен 08.12.2004.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Холмскому району Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ю Тхя Хо штрафа в сумме 5000 руб. за нарушение срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.
Решением суда от 19.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменении в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в статью 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ внесены изменения, которыми устранена обязанность предпринимателей регистрироваться в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда РФ. В связи с чем, в действиях предпринимателя состав правонарушения отсутствует. При этом, арбитражный суд руководствовался пунктом 2 статьи 54 Конституции РФ.
Не согласившись с принятыми судебными актами, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Холмскому району Сахалинской области подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом ссылается на то, что изменения, внесенные Федеральным законом N 185-ФЗ от 23.12.2003 в Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 не коснулись содержания статьи 27 данного Закона, предусматривающей ответственность за нарушение срока регистрации в территориальных органах страховщика. Поскольку ответственность за нарушение требований статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 не была устранена или смягчена, у суда не было оснований для отказа заявителю в удовлетворении требований.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
В отзыве, представленном на кассационную жалобу, Ю Тхя Хо утверждает, что не занимается предпринимательской деятельностью.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, актом камеральной проверки от 10.12.2003 N 74, проведенной Пенсионным фондом РФ установлено, что индивидуальный предприниматель Ю Тхя Хо, зарегистрированный в администрации города Холмска 16.10.2003, представил документы для регистрации в качестве страхователя в Пенсионный фонд РФ 10.12.2003, то есть по истечении 30 дней со дня государственной регистрации, чем нарушил пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
По материалам проверки начальник управления ПФР принял решение N 70 от 16.12.2003 о привлечении индивидуального предпринимателя Ю Тхя Хо к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ за нарушение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, в виде штрафа в сумме 5000 руб.
В связи с неуплатой предпринимателем штрафа в добровольном порядке, Управление Пенсионного фонда РФ обратилось с заявлением в арбитражный суд о его взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Пенсионного фонда РФ, арбитражный суд обеих инстанций руководствовался статьями 2, 11 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001, статьей 7 Федерального закона N 185-ФЗ от 23.12.2003, статьей 54 Конституции РФ, и исходил из того, что обязанность предпринимателя по подаче документов в Пенсионный фонд РФ исключена с 01.01.2004, поэтому не должна применяться и ответственность за нарушение ИП Ю Тхя Хо срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ.
Данный вывод арбитражного суда является неправомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регистрация страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда РФ является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 27 вышеназванного Закона определено, что нарушение страхователем установленного статьей 11 Закона тридцатидневного срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ, но менее чем на 90 дней, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внесены изменения в статью 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, статью 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 3.1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, введенного в действие Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, с 01.01.2004 налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Таким образом, сведения, необходимые для регистрации в органах страховщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с 01.01.2004 в орган Пенсионного фонда направляет не страхователь, а регистрирующий орган.
Вместе с тем, из указанной нормы следует, что на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают, начиная с 01.01.2004. Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем, эти лица продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ не были внесены изменения в статью 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Данная норма, устанавливающая ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах страховщика, сохраняет свое действие как в отношении лиц, обязанных в соответствии с новой редакцией статьи 11 Закона о пенсионном страховании и после 31.12.2003 регистрироваться в органах страховщика самостоятельно, так и в отношении страхователей, у которых эта обязанность возникла в соответствии с прежней редакцией данной статьи до 01.01.2004.
Ю Тхя Хо зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.10.2003, с заявлением в Пенсионный фонд РФ о постановке на учет обратился 10.12.2003, то есть с пропуском установленного статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, срока.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя штрафа в сумме 5000 руб., предусмотренного статьей 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Вопрос о применении статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, предусматривающей ответственность за нарушение срока регистрации в территориальных органах страховщика, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, рассмотрен Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, и его позиция в отношении привлечения к ответственности сформулирована в Информационном письме N 79 от 11.08.2004.
При таких обстоятельствах, решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права, с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо учесть вышеизложенное, а также решить вопрос о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих ответственность в соответствии со статьями 112, 114 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.05.2004, постановление апелляционной инстанции от 28.07.2004 по делу N А59-1334/04-С24 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПФР обратился с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя штрафа за нарушение срока регистрации в территориальном органе ПФР.
Суд кассационной инстанции, отменив судебные акты судов нижестоящих инстанций, которые в удовлетворении требований отказали, пояснил следующее.
Сведения, необходимые для регистрации в органах страховщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с 01.01.2004 в ПФР направляет не страхователь, а регистрирующий орган.
Вместе с тем, на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают, начиная с 01.01.2004. Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем, эти лица продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ не были внесены изменения в ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Данная норма, устанавливающая ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах страховщика, сохраняет свое действие как в отношении лиц, обязанных в соответствии с новой редакцией ст. 11 Закона о пенсионном страховании и после 31.12.2003 регистрироваться в органах страховщика самостоятельно, так и в отношении страхователей, у которых эта обязанность возникла в соответствии с прежней редакцией данной статьи до 01.01.2004.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ правомерно обратился с заявлением о взыскании с предпринимателя штрафа.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 декабря 2004 г. N Ф03-А59/04-2/3431
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании