Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 декабря 2004 г. N Ф03-А59/04-2/3597
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по г. Холмску на решение от 21.05.2004, постановление от 20.07.2004 по делу N А59-1041/04-С11 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по г. Холмску к Индивидуальному предпринимателю Ли Цзиньхуа о взыскании 5000 руб.
Резолютивная часть постановления от 22 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2004 года.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Холмскому району обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ли Цзиньхуа о взыскании 5000 руб. за нарушение срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.
Решением от 21.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в статью 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ внесены изменения, которыми устранена обязанность предпринимателей регистрироваться в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда РФ. В связи с чем в действиях предпринимателя состав правонарушения отсутствует. При этом, арбитражный суд руководствовался пунктом 2 статьи 54 Конституции РФ.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, изменения, внесенные, Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ не коснулись содержания статьи 27 данного Закона, предусматривающей ответственность за нарушение срока регистрации в территориальных органах страховщика. Поскольку ответственность за нарушение требований статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ не была устранена или смягчена, у суда не было оснований для отказа Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, актом камеральной проверки от 13.10.2003 N 48, проведенной Пенсионным фондом, установлено, что предприниматель Ли Цзиньхуа, зарегистрированная в администрации г. Холмска 15.07.2003, представила документы для регистрации в качестве страхователя в Пенсионный фонд РФ 13.10.2003, то есть по истечении более чем тридцати дней со дня государственной регистрации, чем нарушила пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По материалам проверки начальник Управления Пенсионного фонда РФ по Холмскому району вынес решение о привлечении предпринимателя Ли Цзиньхуа, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 данного Закона, к ответственности за нарушение срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Поскольку штраф в добровольном порядке предпринимателем не уплачен, Пенсионный фонд обратился с заявлением в арбитражный суд о его взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Пенсионного фонда, арбитражный суд руководствовался статьями 2, 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, статьей 54 Конституции РФ и исходил из того, что обязанность предпринимателя по подаче документов в Пенсионный фонд с 01.01.2004 исключена, в связи с чем не должна применяться и ответственность за нарушение Ли Цзиньхуа срока регистрации в органах Пенсионного фонда РФ.
Данный вывод арбитражного суда является неправомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ регистрация страхователей в территориальных органах Пенсионного фонда РФ является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ определено, что нарушение страхователем, установленного статьей 11 названного Закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ менее чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" внесены изменения в статью 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, статью 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу пункта 3.1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, введенного в действие Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, с 01.01.2004 налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Таким образом, сведения, необходимые для регистрации в органах страховщика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с 01.01.2004 в орган Пенсионного фонда РФ направляет не страхователь, а регистрирующий орган.
Вместе с тем из указанной нормы следует, что на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают начиная с 01.01.2004. Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем эти лица продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ не были внесены изменения в статью 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Данная норма, устанавливающая ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах страховщика, сохраняет свое действие как в отношении лиц, обязанных в соответствии с новой редакцией статьи 11 Закона о пенсионном страховании и после 31.12.2003 регистрироваться в органах страховщика самостоятельно, так и в отношении страхователей, у которых эта обязанность возникла в соответствии с прежней редакцией данной статьи до 01.01.2004.
Как видно из материалов дела, Ли Цзиньхуа зарегистрирована в качестве предпринимателя 15.07.2003, с заявлением в Пенсионный фонд РФ о постановке на учет обратилась 13.10.2003, то есть с пропуском, установленного статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, срока.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя штрафа в размере 5000 руб., предусмотренного статьей 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Вопрос о применении статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, предусматривающей ответственность за нарушение срока регистрации в территориальных органах страховщика, в связи с изменениями, внесенные Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, рассмотрен Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и его позиция в отношении привлечения к ответственности сформулирована в Информационном письме N 79 от 11.08.2004.
При таких обстоятельствах, решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права, с передачей дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо учесть вышеизложенное, а также решить вопрос о наличии или отсутствии обстоятельств смягчающих ответственность в соответствии со статьями 112, 114 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.05.2004, постановление апелляционной инстанции от 20.07.2004 по делу N А59-1041/04-С11 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2004 г. N Ф03-А59/04-2/3597
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании