Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3748
(извлечение)
См. также Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 января 2005 г. N Ф03-А04/04-1/3748 об исправлении опечатки в резолютивной части настоящего Постановления
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: начальник юридического отдела по доверенности N 2528 от 29.11.2004 - Артеменко С.В., рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования, Администрации Зейского района Амурской области на решение от 13.08.2004 по делу N А04-3489/2003-25/28 Арбитражного суда Амурской области, по иску Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования к администрации Зейского района, 3-е лицо Межрайонная ИМНС РФ N 4 по Амурской области о взыскании 38286525 рублей 65 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2004. Полной текст постановления изготовлен 14.12.2004.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме отложено до 01 июня 2004 года.
В арбитражный суд Амурской области обратился Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования с заявлением к Администрации Зейского района о взыскании 38286525 рублей 65 копеек, составляющих задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе 14529900 рублей 01 копейка недоимка и 23756625 рублей 64 копеек - пени.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечена Межрайонная ИМНС РФ N 4 по Амурской области.
В судебном заседании истец заявил ходатайство об увеличении размера исковых требований до 38306255 руб., в том числе 14529900 руб. 01 коп. недоимки и 23776345 руб. 99 коп. пени.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ ходатайство удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 08.12.2003, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.02.2004, с администрации Зейского района в пользу истца взыскано 4760300 руб. взносов и 791244 руб. 72 коп. пени, всего 5551544 руб. 72 коп. за период с августа 2000 по 01.07.2003.
В части взыскания 1130200 руб. производство по делу прекращено, так как имеется вступивший в законную силу, принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, судебный акт.
В части взыскания 31624510 руб. 28 коп. в удовлетворении иска отказано в связи с пропуском срока давности для взыскания недоимки, образовавшейся за 1995-1999 года, а также по август 2000, о применении которой заявил ответчик.
Постановлением суда кассационной инстанции от 07.06.2004 указанные судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела ФОМС уточнил период взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Просит взыскать недоимку за период с 1 января 1995 года по 30 июня 2003 года; пени, исчисляемую с 25 января 1995 года по 30.06.2003 года в сумме 23776354 руб. 99 коп. - и по день фактической уплаты недоимки.
Ответчик требования заявителя признал в части взыскания задолженности, только за период с 01.01.2000 по 05.08.2003 в сумме 4956340 руб. 65 коп., в том числе недоимка 3093480 руб. 34 коп., пени 1864860 руб. 31 коп. пояснил, что в 2004 году производилось погашение недоимки за 2000-1 полугодие 2003 года в сумме 1930000 руб. которая не учтена заявителем.
Решением суда от 13.08.2004, требования истца удовлетворены в сумме 5881985 руб. 52 коп., в том числе по взносам в сумме 4954300 руб. и по пени 927685 руб. 52 коп. и с 01.07.2003 в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ по день фактической уплаты долга.
В части взыскания суммы 1130200 руб. 00 коп. производство по делу прекращено. В остальной части иска отказано за необоснованностью взыскания.
Истец с решением не согласился, подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить в части применения к рассматриваемым отношениям срока исковой давности и отказа по этой причине в удовлетворении требований о взыскании 32404540 руб. 13 коп. и вынести по делу новое решение об удовлетворении иска и этой сумме.
В обоснование доводов, изложенных в кассационной жалобе, истец ссылается на то, что обязанности администрации Зейского района как органа местного самоуправления по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, вытекают из публично-правовых отношений и к ним, распространяемая на гражданско-правовые отношения исковая давность, не применима.
Кроме того, как полагает заявитель, на отношения по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения не распространяются требования налогового законодательства, в том числе о трехгодичном периоде охвата проверкой уплаты предприятием налогов, который является кроме того сроком исковой давности.
Ответчик, не согласившись с решением суда в части взыскания 1930000 руб. уплаченных им в 2004 и не зачтенных истцом в погашение недоимки за период с 01.01.2000 по 01.07.2003 (а зачтенных в недоимку с 1995-1999), в своей кассационной жалобе полагает его изменить, как принятое без учета ст. 87 Налогового кодекса РФ в этой части (о праве проверки уплаты страховых взносов только за три последних календарных года) и в иске на эту сумму - истцу отказать.
Кроме того, заявитель ссылается на акт проверки N 19 от 28.07.2004 и расчеты к нему, которыми истец засчитывал спорную сумму в погашение недоимки за период с 01.2000 по 05.08.2003, поскольку указывал в них задолженность по страховым взносам за ответчиком 3093480,34 руб., который не оспорен истцом и которому суд не дал оценки.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационных жалоб, заслушав в заседании представителя ответчика, проверив материалы дела, находит обжалуемое судебное решение подлежащим изменению, как вынесенное с неправильным применением ст. 87 Налогового кодекса РФ о праве 3-х годичного календарного периода проверки ФОМСом уплаты страховых платежей для исчисления недоимки за проверяемый период с учетом ее погашения ответчиком в 2004 в сумме 1930000 руб.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба истца - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки администрации Зейского района по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, фондом составлен акт N 10 от 11.08.2003 согласно которому задолженность по платежам за период с 1995 по 30.06.2003 составила 14529900 руб., начислено пеней 23776358 руб. за указанный период.
Неуплата администрацией задолженности и пеней послужила основанием для обращения фонда с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца, суд правомерно руководствовался указанным в судебных актах законодательством, в том числе ст. 17 ФЗ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", а также ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" N 118-ФЗ от 05.08.2000 (в редакции ФЗ от 24.03.2001 N 33-ФЗ), ст. 19 которого установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды ОМС производятся органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1.
Согласно п. 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов, невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимки и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производится по правилам части первой Налогового Кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлены период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
Суд правомерно при этом сослался на ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливающую, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности плательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Следовательно, фонд, по результатам проверки, проведенной в августе 2003 года, мог начислить и взыскать недоимку и пени только за три календарных года, предшествовавшие году проверки, то есть за весь 2000, 2001, 2002, не считая года проверки.
Следовательно, вывод суда об отказе истцу во взыскании с ответчика начисленных недоимки и пеней с 1995 по 01.01.2000, правомерен и соответствует ст. 87 Налогового кодекса РФ.
Удовлетворяя требования истца за период, подлежащий проверке, суд, в нарушение указанной нормы права, не учел, что ответчиком в уплату недоимки за проверяемый период уплачено в 2004 году 1930000 руб., поэтому зачет судом этой суммы в уплату недоимки за период 1995-1999, не подлежащий проверке, не правомерен, так как противоречит ст. 87 НК РФ.
Поэтому сумма недоимки, подлежащая взысканию за проверяемый период составляет 3093480,34 руб. и пеня в сумме 927685,52 руб. на 01.07.2003, а решение суда подлежит изменению в этой части.
Доводы кассационной жалобы истца были предметом исследования судом, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Кассационную жалобу Администрации Зейского района удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 13.08.2004 по делу N А04-3489/03-25/28 изменить в части.
Взыскать с Администрации Зейского района за счет казны Муниципального образования Зейский район 3093480 руб.34 коп. взносов и 927685 руб. 52 коп. пеней, всего 4021165 руб. 86 коп. Производить начисление пеней на сумму 3093480 руб. 34 коп. в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная с 01.07.2003 и по день фактической уплаты.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба Амурской областного фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Прекратить исполнение измененной части решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3748
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании