Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 июля 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1708
(извлечение)
См. также Постановления от 20 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/4098 и от 20 декабря 2005 г. N Ф03-А73/05-1/4131 Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Ивановских Н.С. - главный специалист по доверенности N 75-08 от 15.02.2005, Соколова Т.А. - начальник юридического отдела по доверенности N 78-08 от 15.02.2005, от ответчика: Седойкина И.П. - начальник юридического отдела по доверенности N 1-29/3879 от 30.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Комсомольска-на-Амуре на постановление от 17.03.2005 по делу N А73-11524/2004-25 (АИ-1/215/05-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре об обязании совершить действия.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2005 года.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском об обязании Администрации г. Комсомольска-на-Амуре изыскать источники финансирования на сумму 18974000 руб. по условиям договора N 1 от 11.08.2004.
Решением суда от 18.01.2005 в иске отказано, со ссылкой на отсутствие оснований для понуждения ответчика изыскать источники финансирования недостающей суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет дополнительных доходов городского бюджета.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2005 решение от 18.01.2005 изменено, администрация обязана перечислить Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования сумму страховых взносов в размере 8974000 руб. В остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом от иска.
Принимая его, вторая инстанция установила наличие со стороны Администрации г. Комсомольска-на-Амуре договорного обязательства и обязала ее изыскать и перечислить истцу спорную сумму в качестве страховых взносов из муниципального бюджета за счет других источников.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, считающего постановление от 17.03.2005 незаконным и подлежащим отмене, а решение от 18.01.2005 оставлению в силе.
Заявитель полагает, что вторая инстанция, удовлетворяя иск об обязании администрации перечислить спорную сумму сверх утвержденной на эти цели муниципальным бюджетом, нарушила тем самым указанные нормы бюджетного законодательства, и о местных органах власти.
Так же он сослался на нарушение ряда норм АПК РФ.
Истец доводы кассационной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу безосновательной.
Согласно вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.07.2004 по делу N А73-4618/2004-4, Администрация г. Комсомольска-на-Амуре обязана была заключить с Хабаровским краевым ФОМС договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан на условиях проекта договора от 30.01.2004.
В пункте 10 данного договора определено, что размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в количестве 124776 человек на 2004 год составляет 158236 тыс. руб., из которых 139262 тыс. руб. подлежат уплате страхователем из бюджета муниципального образования, а остальная сумма - за счет других источников в соответствии с ФЗ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Расходы в сумме 139262 тыс. руб. на указанные цели были предусмотрены в городском бюджете на 2004 год, и исполнены в полном объеме. Оставшиеся неисполненными страховые платежи на сумму 8974000 руб. (с учетом ранее перечисленных 10 млн. руб.) составляют предмет настоящего иска.
Рассматривая спор, суд обоснованно квалифицировал отношения между сторонами как гражданско-правовые, регулируемые, в частности, нормами гл. 48 ГК РФ.
Статья 969 ГК РФ предусматривает осуществление обязательного государственного страхования за счет средств выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, и оплату в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.
В соответствии со статьями 2, 17 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (в редакции от 23.12.2003) "О медицинском страховании граждан в РФ" плательщиками (страхователями) страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы.
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами страхования (страхователем и страховой медицинской организацией - страховщиком, статья 4 Закона).
В приложении N 4 Закона Хабаровского края от 29.12.2003 N 156 "Об утверждении бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год" установлен размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2004 год для муниципального образования г. Комсомольска-на-Амуре в сумме 158236 тыс. руб.
Действительность данного нормативного акта субъекта РФ проверялось по заявлению администрации в Хабаровском краевом суде по делу N 3-328/04 и в Верховном Суде РФ, которые своими решениями подтвердили его соответствие закону.
Эта сумма, так же на основании статей 22 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", была определена в качестве обеспечения выполнения территориальной программы по г. Комсомольску-на-Амуре государственных гарантий оказания населению края бесплатной помощи постановлением Губернатора Хабаровского края от 18.10.2002 N 457.
Как установлено судом из материалов дела, в 2004 году в ходе исполнения муниципального бюджета сверхплановые собственные доходы города составили за 2004 год 178999 тыс. руб., за счет чего у администрации имелась возможность обеспечить осуществление спорных платежей в установленном размере.
При таких обстоятельствах вторая инстанция пришла к правильному выводу о наличии со стороны администрации нарушения договорного обязательства по оплате страховых взносов в предъявленной сумме за счет дополнительных (сверхплановых) доходов местного бюджета, и на основании ст. 309 ГК РФ, определения Конституционного суда РФ от 08.04.203 N 131-О, пункта 10 договора от 30.01.2004 и названных выше норм материального права удовлетворила иск.
Таким образом, постановление от 17.03.2005 законно и соответствует обстоятельствам дела, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 17.03.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11524/2004-25 (АИ-1/215/05-43) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июля 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1708
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании