Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-2/1858
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Лениескому району г. Владивостока на постановление от 02.03.2005 по делу N А51-15711/04 18-589 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Муниципального учреждение здравоохранения "Городская клиническая психиатрическая больница имени профессора" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Владивостока о признании недействительным решения от 30.09.2004 N 157/1.
Резолютивная часть постановления от 06 июля 2005 года, в полном объеме постановление изготовлено 13 июля 2005 года.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая психиатрическая больница имени профессора" (далее - учреждение здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Владивостока от 30.09.2004 N 157/1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по статьям 122 и 123 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В ходе рассмотрения дела ввиду реорганизации налоговых органов в порядке процессуального правопреемства произведена в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации замена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Владивостока на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока (далее - налоговый орган).
Решением суда от 22.12.2004 заявленные требования удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2005 указанное судебное решение изменено (с учетом определения от 07.04.2005 о внесении исправлений в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обжалуемое решение налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в сумме 292628,40 руб. признано недействительным. Апелляционная инстанция исходила из того, что в действиях учреждение здравоохранения отсутствует состав налогового правонарушения, поскольку диспозиция указанной статьи не предусматривает в качестве основания для привлечения к налоговой ответственности неполную уплату налога, образовавшуюся в результате применения налогового вычета.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции признал законным решение налогового органа в части привлечения учреждения здравоохранения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 103308,80 руб.
Законность постановления апелляционной инстанции проверяется по жалобе налогового органа, который просит его отменить в части признания недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ. Ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, заявитель жалобы считает, что имеются основания для принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку, по его мнению, судом не учтено то, что превышение суммы налогового вычета над суммой фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является недоимкой по единому социальному налогу, наличие которой служит законным основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по названной норме НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение здравоохранения отклоняет доводы налогового органа, так как считает, что судом правильно применены нормы материального права, в связи с чем против отмены постановления апелляционной инстанции возражает.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены принято судебного акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка учреждения здравоохранения по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В ходе проверки налоговым органом установлено, что в 2002 году налогоплательщик в нарушение требования пункта 3 статьи 243 НК РФ неправомерно применил налоговый вычет в сумме, превышающей сумму фактически уплаченного за тот же период страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации, в результате чего сумма единого социального налога (далее - ЕСН), подлежащая перечислению в федеральный бюджет, занижена на 378987,91 руб. Также установлен факт неперечисления налоговым агентом в бюджет удержанного с налогоплательщиков налога на доходы физических лиц в сумме 516544 руб.
На основании материалов проверки налоговым органом 30.09.2004 вынесено решение N 157/1, которым учреждение здравоохранения привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН за 2002 год в виде взыскания штрафа в сумме 292700,60 руб. и по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 103308,80 руб. Этим же решением налоговым органом доначислен ЕСН в сумме 378987,91 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 606127,08 руб. и соответствующие пени.
Учреждение здравоохранения, не согласившись с принятым решением налогового органа, оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, признал правомерным привлечение учреждения здравоохранения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налогов, в связи с чем в этой части отменено решение суда.
При рассмотрении заявленных требований относительно привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 292628,40 руб., арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что правовые основания для признания совершения учреждением здравоохранения налогового правонарушения отсутствуют. Такие выводы суда об отсутствии события и состава налогового правонарушения обоснованы подлежащими применению нормами налогового законодательства.
Доводы жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции и отклонены по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 этого же Кодекса налоговой базой по ЕСН для налогоплательщиков-организаций является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в пункте 1 статьи 236 Кодекса, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц.
Пунктом 3 статьи 243 НК РФ предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В пункте 3 статьи 243 НК РФ указано, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что нарушений порядка исчисления налоговой базы (занижения сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам), неправильного исчисления налога, равно как и размера налогового вычета (начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки не установил. Занижение ЕСН возникло в связи с применением учреждением здравоохранения налогового вычета в виде начисленных им, но не полностью уплаченных страховых взносов в порядке, установленном Законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Неправомерных действий (бездействия) применительно к единому социальному налогу учреждением здравоохранения не допущено.
Правильность исчисления налогоплательщиком суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 год налоговым органом не оспаривается, также не оспаривается и право учреждения здравоохранения на применение налоговых вычетов по рассматриваемому налогу. Данных о занижении налоговой базы по ЕСН, правильности исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, за исключением уменьшения сумм налога на сумму начисленных страховых взносов, заявителем не представлено и в материалах дела не имеется.
Поэтому кассационная инстанция считает, что в действиях учреждения здравоохранения, применившего при исчислении суммы ЕСН налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствуют событие и состав налогового правонарушения, под которым в силу статьи 106 НК РФ понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое Кодексом установлена ответственность.
В связи с изложенным, привлечение оспариваемым решением налогового органа учреждения здравоохранения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 292628,40 руб. за неполную уплату ЕСН в результате его занижения в связи с превышением суммы начисленных страховых взносов (налогового вычета) над суммой уплаченных страховых взносов является не основанным на законе.
Принимая во внимание изложенное, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, в связи с чем постановление подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 02.03.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-15711/04 18-589 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-2/1858
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании