Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июля 2005 г. N Ф03-А59/05-2/1938
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Сахалинской области на решение от 27.01.2005, постановление от 15.03.2005 по делу N А59-5720/04-С13 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью "С" о взыскании 10128 руб.
Резолютивная часть постановления от 13 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2005 года.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Сахалинской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Сахалинской области) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "С" о взыскании 10128 руб.
Решением суда от 27.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.03.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что налогоплательщик вправе применить вычеты на сумм начисленных, а не фактически уплаченных страховых взносов, с соблюдением условий, установленных ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем привлечение к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ неправомерно.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, поскольку налогоплательщик в нарушение пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ занизил сумму налога в федеральный бюджет на сумму неуплаченных страховых взносов за 2003 год.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Инспекция по налогам и сборам заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная проверка налоговой декларации, представленной ООО "С" по вопросу соблюдения налогового законодательства по единому социальному налогу за 2003 год. По результатам проверки налоговым органом принято решение N 02-13/379 от 16.06.2004 о привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 10128 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в размере 50637 руб., пени в размере 1499 руб.
Неисполнение предприятием в добровольном порядке требования об уплате налоговой санкции N 1384 от 17.06.2004 послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафных санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований налогового органа, арбитражный суд, исследовав представленные в деле доказательства, правильно применив нормы действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 235 Налогового кодекса РФ ООО "С" признается плательщиком единого социального налога.
Пунктом 3 статьи 243 главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога, предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ указано, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом. Эта норма согласуется с положениями пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, согласно которым сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Между тем, из диспозиции нормы пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ прямо не следует, что неуплата налога в любом случае является налоговым правонарушением.
Как усматривается из материалов дела, инспекция по налогам и сборам в ходе проведения камеральной налоговой проверки общества не установила нарушений порядка исчисления налоговой базы (занижения сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам), равно как и неправильного исчисления налога и размера налогового вычета (начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование). Вывод о занижении единого социального налога основан на том, что общество применило налоговый вычет в виде начисленных им, но не уплаченных страховых взносов в порядке, установленном Законом N 167-ФЗ.
В связи с чем кассационная инстанция считает, что в действиях общества, применившего в установленном законом порядке при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует состав налогового правонарушения, под которым в силу статьи 106 Налогового кодекса РФ понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
При таких обстоятельствах доводы налогового органа о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемых судебного актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.01.2005, постановление апелляционной инстанции от 15.03.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-5720/04-С13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела, инспекция по налогам и сборам в ходе проведения камеральной налоговой проверки общества не установила нарушений порядка исчисления налоговой базы (занижения сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам), равно как и неправильного исчисления налога и размера налогового вычета (начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование). Вывод о занижении единого социального налога основан на том, что общество применило налоговый вычет в виде начисленных им, но не уплаченных страховых взносов в порядке, установленном Законом N 167-ФЗ.
В связи с чем кассационная инстанция считает, что в действиях общества, применившего в установленном законом порядке при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствует состав налогового правонарушения, под которым в силу статьи 106 Налогового кодекса РФ понимается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.
При таких обстоятельствах доводы налогового органа о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июня 2005 г. N Ф03-А59/05-2/1938
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании