Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 августа 2005 г. N Ф03-А24/05-1/2060
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 марта 2006 г. N Ф03-А24/06-1/389
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Камчатскэнерго": Шевцова Н.А. - ведущий юрисконсульт по доверенности N 71/1962Д от 01.01.2005, Кашаюк С.В. - представитель по доверенности N 74/444 Д от 21.03.2005, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области: Ковшар С.В. - главный специалист отдела правового обеспечения по доверенности N 827/07 от 28.06.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" на решение от 18.02.2005, постановление от 06.04.2005 по делу N А24-6189/04-08 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области от 30.09.2004 N 1038/07.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2005. Полный текст постановления изготовлен 02.08.2005.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области от 06.10.2004 N 1038/07 о признании действий заявителя в части включения в договоры энергоснабжения с хозяйствующими субъектами условий, нарушающих установленный нормативными актами порядок ценообразования; навязывания контрагентам незаконных условий договора о десятикратном размере оплаты потребленного сверх установленного договором количества электроэнергии и о прекращении подачи электроэнергии за превышение договорных величин электропотребления нарушением п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Решением от 18.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2005, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что условия договоров энергоснабжения о десятикратном размере оплаты потребленного сверх установленного договором количества электроэнергии, о прекращении подачи электроэнергии за превышение договорных величин электропотребления не соответствуют закону, поэтому их включение в договоры, заключаемые ОАО "Камчатскэнерго" с юридическими лицами, является нарушением п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В кассационной жалобе ОАО "Камчатскэнерго" просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о несоответствии требованиям п. 2 ст. 546 ГК РФ выводов суда о том, что включение в договор энергоснабжения условия о прекращении подачи электроэнергии при превышении договорных величин электропотребления является нарушением антимонопольного законодательства. Считает неверным вывод суда о том, что определенная в договоре энергоснабжения ответственность потребителя в виде уплаты десятикратной стоимости энергии израсходованной сверх количества, предусмотренного договором, является платой за потребленную электроэнергию, установленной в нарушение предусмотренного действующими нормативными актами порядка ценообразования. Полагает необоснованными выводы суда в части признания недействующим Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 928 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" следует читать как "N 929"
В отзыве на кассационную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области (далее - антимонопольный орган) считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными и просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать. Полагает, что включение ОАО "Камчатскэнерго" как субъектом монополии в договор энергоснабжения не предусмотренных законом обязательств и ответственности потребителя за их неисполнение является нарушением антимонопольного законодательства.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон привели доводы, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность решения от 18.02.2005 и постановления от 06.04.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения антимонопольным органом дела N 21-08/27-26-04 АР послужило заявление индивидуального предпринимателя Блинкова В.Г. по вопросу соответствия требованиям закона заключенного им с ОАО "Камчатскэнерго" договора энергоснабжения от 01.04.2004 N 1292.
После возбуждения дела от индивидуального предпринимателя Блинкова В.Г. поступило заявление об урегулировании спора с ОАО "Камчатскэнерго". Однако, поскольку условия договора, предусмотренные п. 8.2 договора о десятикратном размере оплаты потребленной сверх установленного договором количества электроэнергии и п. 2.2 договора о прекращении подачи электроэнергии за превышение договорных величин электропотребления включены ОАО "Камчатскэнерго" в договоры, заключенные с иными абонентами, антимонопольный орган рассмотрел дело в интересах неопределенного круга потребителей.
Решением от 30.09.2004 N 1038/07 антимонопольный орган квалифицировал указанные условия договора энергоснабжения как нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в несоблюдении установленного нормативными актами порядка ценообразования, навязывании контрагентом незаконных условий договора.
Отказывая в удовлетворении заявления ОАО "Камчатскэнерго", судебные инстанции исходили из того, что предусмотренная п. 8.2 договора энергоснабжения плата за энергию в десятикратном размере тарифа является изменением предельной величины цены товара, что в силу ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не допустимо по соглашению сторон. Кроме того, судом апелляционной инстанции сделаны выводы о несоответствии п. 8.2 договора энергоснабжения нормам гражданского законодательства, в частности ст. 544 ГК РФ.
Однако судами не учтено следующее.
Оспариваемое условие договора соответствует положениям подпункта "б" пункта 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям", признанного не противоречащим Гражданскому кодексу РФ вступившим в законную силу Решением Верховного Суда РФ от 27.04.2001 N ГКПИ01-820. Указанный нормативный акт в установленном законом порядке не признан недействующим и как противоречащий иным Федеральным законам.
Кроме того, из содержания договора энергоснабжения следует, что десятикратная стоимость за перебор договорного объема электроэнергии установлена как мера ответственности, применяемая в связи с нарушением условия договора энергоснабжения, предусмотренного п. 3.11. В соответствии со ст. 330 ГК РФ стороны вправе предусмотреть в договоре повышенную плату за нарушение договорных обязательств, в том числе и условия, касающегося изменения абонентом договорных величин расходования электроэнергии.
Ссылки судебных инстанций в подтверждение выводов об установлении ОАО "Камчатскэнерго" иного тарифа (платы) за электроэнергию на счет от 28.07.2004 N 1292, а также на Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", являются несостоятельными, поскольку допущенные нарушения в сфере налогового законодательства не свидетельствуют о том, что предъявленная к оплате энергоснабжающей организацией сумма неустойки является платой за потребленную электроэнергию. Кроме того, как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, а также из имеющегося в деле письма Федеральной службы по тарифам от 29.11.2004 N 14-539 тарифы для определения размера оплаты электрической энергии, потребленной сверх количества, установленного договором, в настоящее время не утверждены.
Делая вывод о неправомерности включения в договор энергоснабжения условия, позволяющего энергоснабжающей организации прекратить подачу электрической энергии полностью или частично в случае нарушения режима электропотребления (превышения договорных величин электропотребления), судебные инстанции исходили из несоответствия данного условия требованиям Гражданского кодекса РФ и ФЗ "Об электроэнергетике".
Между тем в соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Кроме того, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом допускается в случае нарушения абонентом обязательств по оплате энергии в соответствии с установленным законом или иными правовыми актами порядком.
Согласно ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.
Из содержания указанных норм права следует, что законодательство допускает возможность прекращения или ограничения подачи энергии по соглашению сторон, в том числе в связи с нарушением обязательств сторон по договору.
Признавая включение в договор энергоснабжения условий об оплате десятикратной стоимости электрической энергии за перебор договорного объема электроэнергии, а также о возможности прекращения подачи электрической энергии в случае нарушения установленного договором режима электропотребления навязыванием потребителям электрической энергии невыгодных условий, судебные инстанции не выяснили, совершало ли ОАО "Камчатскэнерго" какие-либо действия по принуждению к заключению договоров энергоснабжения на невыгодных для потребителей условиях, уклонялось ли от урегулирования разногласий, предпринимали ли потребители меры по судебной защите своих интересов в порядке, предусмотренном ст. 445 ГК РФ.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о том, что действия ОАО "Камчатскэнерго" по включению в договор энергоснабжения условий, предусмотренных пунктами 2.2.2 и п. 8.2, являются злоупотреблением правом и нарушением п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" сделаны без полного установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, и правового анализа применения указанных норм права к спорным пунктам договора и их квалификации как нарушения антимонопольного законодательства, что могло привести к принятию неправильного решения.
В связи с этим принятые по делу судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию суда.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные нарушения и установить, являются ли действия ОАО "Камчатскэнерго" по включению в договор энергоснабжения спорных пунктов нарушением антимонопольного законодательства с учетом норм Гражданского кодекса РФ и ФЗ "Об электроэнергетике".
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.02.2005, постановление от 06.04.2005 по делу N А24-6189/04-08 Арбитражного суда Камчатской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 августа 2005 г. N Ф03-А24/05-1/2060
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании