Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 20 апреля 2022 года кассационную жалобу Ахмедова А.М, Оверчука А.А, Оверчук О.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Ахмедова Ш.А. на решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 4 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 декабря 2021 года по административному делу N 2а-611/2021 по административному исковому заявлению Ахмедова А.М, Оверчука А.А, Оверчук О.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ахмедова Ш.А, об оспаривании отказа отдела Министерства внутренних дел России по Давлекановскому району (далее - ОМВД России по Давлекановскому району) о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административных истцов Ахмедова А.М, Оверчука А.А, Оверчук О.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного ответчика Талхина М.Т, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ахмедов А.М, Оверчук А.А, Оверчук О.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ахмедова Ш.А, обратились в суд с административным иском к ОМВД России по Давлекановскому району о признании незаконным отказа в выдаче гражданства в упрощенном порядке.
Решением Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 4 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе административные истцы просят об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам административного дела. Указывают на то, что отказ ОМВД России по Давлекановскому району в приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке неправомерен, из-за отсутствия мотивов его принятия. Приводят доводы о том, что в 2006 году административные истцы переехали на постоянное место жительства в Республику Башкортостан и с указанного времени постоянно проживают на территории Российской Федерации, у них четверо детей, двое из которых являются гражданами Российской Федерации - Ахмедов Б.А. и Ахмедова А.А, что, по мнению заявителей, является основанием для приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судебными инстанциями.
Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены в Федеральном законе от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", статья 14 которого предусматривает порядок приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
В целях реализации Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" приказом МВД России от 16 сентября 2019 года N 623 утверждена Инструкция об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, в которой регламентирован порядок рассмотрения заявлений о приобретении гражданства в упрощенном порядке, принятие и исполнение принятых по ним решений (раздел III).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований к ОМВД по Девлекановскому району о признании незаконным отказа в выдаче гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, судебные инстанции исходили из того, что административными истцами не представлено доказательств, подтверждающих право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
С указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (Постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из вышеназванного правового регулирования, суд обязан проверить полномочия административного ответчика по принятию оспариваемого решения, выяснить порядок и основания его принятия, а также установить, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Приведенные законоположения направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту. Они исключают возможность произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения предмета административного искового заявления, а также не позволяют игнорировать доводы административного истца.
Из содержания административного иска следует, что административные истцы, обращаясь в суд с административным иском, ставили вопрос о незаконном отказе ОМВД по Девлекановскому району в приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Таким образом, судебным инстанциям надлежало установить факт обращений административных истцов в вышеназванный государственный орган и дать оценку принятым решениям по результатам данных обращений в соответствии с требованиями части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, указанная обязанность судебными инстанциями не выполнена, поскольку в материалах административного дела в нарушение статьи 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют сведения об обращениях административных истцов с заявлениями в приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также принятые административным ответчиком решения по результатам рассмотрения данных заявлений.
При этом в суде кассационной инстанции представитель ОМВД по Девлекановскому району Талхин М.Т. подтвердил факт обращения административных истцов с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Кроме того, вывод судебных инстанций о непредоставлении административными истцами доказательств, подтверждающих право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, противоречит вышеприведенным законоположениям о бремени доказывания, поскольку обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, судебными инстанциями не приняты.
В связи с допущенными нарушениями норм процессуального права постановленные по административному делу судебные акты подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду следует учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с установленными по нему обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 4 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 декабря 2021 года отменить.
Направить административное дело на новое рассмотрение в Давлекановский районный суд Республики Башкортостан.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.