Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области Ломовцева А.Э. на вступившее в законную силу решение судьи Тульского областного суда от 27 января 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПКП "Промстройдеталь" (далее по тексту - ООО "ПКП "Промстройдеталь", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Пролетарского районного суда г. Тулы от 11 ноября 2021 года ООО "ПКП "Промстройдеталь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей.
Решением судьи Тульского областного суда от 27 января 2022 года постановление судьи Пролетарского районного суда г. Тулы от 11 ноября 2021 года изменено, действия ООО "ПКП "Промстройдеталь" переквалифицированы на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области Ломовцев А.Э. просит об отмене судебного акта о переквалификации вменяемого деяния, вынесенного в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность.
ООО "ПКП "Промстройдеталь", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче названной жалобы, представило на нее возражения в которых просит решение судьи Тульского областного суда оставить без изменения, жалобу должностного лица без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, возражений, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) граждане обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные в соответствии с названным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В постановлении Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 5 апреля 2020 года N 3 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям указано на необходимость реализовать комплекс мероприятий по профилактике COVID-2019:
число работников, проходящих через проходные перед началом смены, должно быть минимизировано с целью ограничения возможных контактов, для чего потоки работников должны быть разнесены во времени не менее, чем на два часа и увеличено количество пунктов прохода. Между работниками должна быть обеспечена социальная дистанция не менее 1 метра. Решением руководителя предприятия организация рабочих смен должна исключать пересечение работников из разных смен. Допуск к работе работников очередной смены осуществляется после дезинфекции оборудования и помещения (п.1.2);
все работники предприятия должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (маски) из расчета не менее 2 штук в смену. Нахождение на рабочих местах без СИЗ не допускается (п.1.6);
обработка полов, оборудования, поверхностей с кратностью один раз в два часа в течении смены моющими средствами с применением хлорсодержащих дезинфекционных средств (гипохлорит кальция (натрия) в концентрации не менее 0, 5% по активному хлору и средств на основе дихлорантина - 0, 05% по активному хлору). Для дезинфекции поверхностей небольшой площади может использоваться этиловый спирт 70% концентрации. Особое внимание необходимо уделить дезинфекции поверхностей, с которыми контактирует большое количество людей (например, ручки дверей, поверхности столов, краны и т.п.) (п.1.10);
-дезинфекция мест общего пользования проводится не реже 1 раза в 2 часа с использованием хлорсодержащих дезинфицирующих средств (п. 1.13).
Как усматривается из материалов дела 15 октября 2021 года должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Тульской области в отношении ООО "ПКП "Промстройдеталь" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном протоколе Обществу вменено нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотренных статьями 2, 11, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 4.4, 6.1, 6.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597- 20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15, пунктом 4 раздела I, пунктом 5 раздела II, пунктов 82, 90, 91, 92, 93 СанПин 3.3686-21 "Санитарно - эпидемиологические требования по профилактики инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4, пунктами 1.2, 1.10 и п.1.13 постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 5 апреля 2020 года N3.
Из содержания протокола следует, что 13 октября 2021 года в 12 часов 00 минут должностным лицом отдела санитарного надзора по гигиене труда, коммунальной и радиационной гигиене Управления Роспотребнадзора по Тульской области по юридическому и фактическому адресу осуществления Обществом деятельности по адресу: г. Тула, ул. Пржевальского, д. 12 выявлено:
на предприятии (офис, транспортный цех, цех вибро.прессизделий) отсутствуют дезинфицирующие средства для обработки полов, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в том числе (для обработки полов используется "Белизна", предназначенная для отбеливания и удаления пятен, средство "Белизна" в количестве 0, 5 литра (половина литровой емкости) находилось в туалетах офисного здания и в подсобном помещении уборщиц в офисном здании);
-не проводится уборка мест общего пользования и контактных поверхностей с кратностью 1 раз в 2 часа (не представлены графики проведения обработки), в бытовых помещениях транспортного цеха и цеха вибро.прессизделий поверхности столов для приема пищи, шкафчики для одежды, холодильник покрытые слоем пыли);
не обеспечены условия для соблюдения работниками социальной дистанции (не менее 1 метра) в комнатах приема пищи, на 3 этаже офисного здания в комнате приема пищи у каждого стола стоят по 3 стула, в транспортном цехе у столов для приема пищи с двух сторон установлены лавки без нанесения соответствующей разметки;
отсутствуют мерные емкости для приготовления дезинфицирующих растворов необходимой концентрации;
нахождение сотрудника на рабочем месте на 1 -ом этаже офисного здания без индивидуального средства защиты органов дыхания (маска).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ПКП "Промстройдеталь" постановлением судьи районного суда к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобу Общества на указанное постановление в порядке статей 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Тульского областного суда переквалифицировал действия Общества на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив административный штраф в размере ниже низшего предела санкции указанной нормы.
Оснований не согласиться с выводами судьи Тульского областного суда не усматривается.
В силу части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года, сформулирован правовой подход по вопросу о том, возможна ли переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на часть 1 статьи 20.6.1 данного кодекса (вопрос 21).
В указанном Обзоре разъяснено, что в силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица данный кодекс относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого кодекса.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 и статьей 20.6.1 данного кодекса, рассматриваются судьями районных судов.
При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 данного кодекса, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 данного кодекса, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Принимая во внимание приведенные выше положения, выраженные в указанном Обзоре, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судья Тульского областного суда пришел к правильному выводу о том, что совершенное "ПКП "Промстройдеталь" деяние, выразившееся в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства, составляющие объективную сторону указанного административного правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
Наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей назначено ООО "ПКП "Промстройдеталь" с применением положений частей 3.2, 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы о возможности назначения штрафа в указанном размере судьей Тульского областного суда мотивированы.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Тульского областного суда от 27 января 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПКП "Промстройдеталь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области Ломовцева А.Э.- без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.