Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/728
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1570 и от 12 декабря 2006 г. N Ф03-А04/06-1/4514
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Олиферов С.В. - начальник юридического отдела по доверенности N 136 от 14.09.2004, от третьих лиц: Департамент Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом области: Сиваева Т.Н. - начальник управления нормативно-правового обеспечения по доверенности N 170 от 25.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом области на постановление от 19.01.2005 по делу N А04-1019/2004-5/132 Арбитражного суда Амурской области, по иску Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Амурской области к начальнику Департамента Администрации Амурской области по управлению имуществом области, третьи лица: Управление федерального казначейства по Амурской области, Управление по делам архивов Амурской области, Амурский областной Совет народных депутатов, Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Финансовый департамент Администрации Амурской области, Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов по Амурской области, о признании незаконным бездействия должностного лица.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2005 года.
Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Амурской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным бездействия заместителя Губернатора Амурской области, являющегося начальником Департамента областной администрации по управлению имуществом (далее - Департамент), выражающегося в неисполнении приказа Министерства имущественных РФ (далее - Минимущество РФ) от 29.12.2003 N 620 о передаче истцу с оформлением разделительного баланса и актов приемо-передачи архива, информационно-аналитических массивов данных, иной документации по управлению и распоряжению федеральной собственностью, находящейся на территории Амурской области, основных средств материально-технического назначения, приобретенных за счет средств федерального бюджета, и средств, выделенных Минимуществом РФ Департаменту, а также об обязании устранить нарушение прав Теруправления.
В письменном уточнении заявления от 31.03.2004 истец конкретизировал перечень необходимой ему документации, срок и порядок устранения ответчиком нарушения прав и законных интересов (л.д. 75-78, т. 5).
К участию в деле в качестве третьих лиц по настоящему делу привлечены: Минимущество РФ, Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Амурской области (далее - УФК по Амурской области), Управление по делам архивов Администрации Амурской области (далее - Управление по делам архивов), Амурский областной Совет народных депутатов, Финансовый департамент Администрации Амурской области, Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в Амурской области.
Решением суда от 28.06.2004 иск удовлетворен частично признанием незаконным на основании п. 3 ст. 6 ФЗ РФ от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и ст. 4 Основ законодательства РФ от 07.07.1993 N 5341-1 "Об архивном фонде РФ и архивах" бездействия заместителя Губернатора, начальника Департамента Терехова В.В. (неисполнение приказа Минимущества РФ от 29.12.2003 N 620) и обязании этого лица передать истцу в срок до 10.07.2004 с оформлением актов приемо-передачи архивов, информационно-аналитических массивов данных, иной документации по управлению и распоряжению федеральной собственностью, расположенной на территории Амурской области.
В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением от 16.12.2004 апелляционная инстанция привлекла к участию в деле третьим лицом Департамент, права которого затрагивало отмененное в связи с этим решение суда.
При этом апелляционная инстанция частично отклонила ходатайство Теруправления об изменении иска, признав его (в отклоненной части) самостоятельным имущественным требованием.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2005, рассмотревшей дело по правилам, предусмотренным для суда первой инстанции из-за допущенных в этой инстанции процессуальных нарушений, исковое требование удовлетворено также частично, установлен месячный срок исполнения судебного акта для устранения Тереховым В.В. нарушения прав Теруправления относительно истребуемого массива документации.
Законность постановления апелляционной инстанции от 19.01.2005 проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Департамента.
Кассационная жалоба мотивированна тем, что судом нарушены нормы главы 24 АПК РФ, так как заявление истца рассмотрено как имущественное требование, что на Департамент (являющийся третьим лицом) возложена обязанность исполнить то, чего в приказе Минимущества РФ нет, что судом применены утратившие силу Основы об архивах и Постановление Губернатора области от 13.02.1999 N 56, что не учтены вещные права Амурской области в отношении реестра федеральной собственности и факт передачи Департаментом 2212 оконченных дел в Госархив Амурской области.
В настоящем заседании представитель Департамента поддержал в полном объеме кассационную жалобу и уведомил суд о том, что Терехов В.В. 28.02.2002 уволен с должности заместителя Губернатора - начальника Департамента по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ (по сокращению).
Представитель Теруправления кассационную жалобу отклонил по мотиву частичного исполнения Приказа N 620 путем передачи части землеустроительных дел и ее несоответствия фактическим обстоятельствам, а также заявил ходатайство о процессуальной замене Терехова В.В. на вновь назначенного на должность начальника Департамента Павлюкова В.Н.
Данное ходатайство отклонено ввиду отсутствия оснований для процессуальной замены, поскольку производство по делу возбуждено не в отношении физического лица (ст. 48 АПК РФ).
Представитель Теруправления, кроме того, предъявил на обозрение Свидетельство о регистрации от 06.04.2005 N 000084061 (регистрационный номер 10428000714), Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 N 2004 и Приказы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.10.2004 N 11З, от 01.02.2005 N 37, в связи с чем уточняется наименование данного органа исполнительной власти и его ведомственная подчиненность.
Остальные стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали, отзывы на жалобу не предоставили.
В заседании суда объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 14.04.2005 на основании ст. 163 АПК РФ.
При проверке законности обжалованного судебного акта установлено, что он подлежит частичному изменению по следующим основаниям.
Приказом Минимущества РФ от 29.12.2003 N 620 в Амурской области образовано территориальное управление этого Министерства для управления объектами федерального имущества, расположенными в этом регионе.
В настоящее время данное министерство ликвидировано, а Теруправление переподчинено Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 N 2004).
Согласно Приказа от 29.12.2003 N 620, изданного уполномоченным лицом на основании Постановления Правительства РФ от 03.06.2002 N 337, которым утверждено Положение о Минимуществе РФ, истец обязан принять в месячный срок с оформлением разделительного баланса и актов приемо-передачи от Департамента (третьего лица) информационно-аналитические массивы данных, а также иную документацию по приватизации, управлению и распоряжению федеральной собственностью, расположенной на территории Амурской области, основные средства материально-технического назначения, приобретенные за счет средств федерального бюджета и средств, выделенных указанному субъекту РФ Минимуществом РФ.
Оценивая представленные участвующими в деле лицами доказательства, связанные с исполнением Приказа, апелляционная инстанция признала незаконным бездействие заместителя Губернатора области - начальника Департамента, так как установила, что в результате уклонения этого должностного лица от передачи Теруправлению документации и федерального имущества, бесспорно возникло ограничение прав последнего как законного представителя федерального собственника, в управлении, распоряжении и пользовании объектами этой собственности.
Учитывая, что пунктом 7 этого же Приказа признан утратившим силу Приказ Минимущества РФ от 29.03.1993 N 53 о наделении этими полномочиями Комитета по управлению государственным имуществом Амурской области (ныне - Департамент), данный вывод апелляционной инстанции признается правомерным на основании статьи 209 ГК РФ о содержании права собственности.
Факт уклонения руководителя Департамента от передачи вновь созданному собственником Теруправления необходимых этому лицу для экономической деятельности в отношении федерального имущества документации и основных средств по настоящему делу не оспаривается, так как возражения Департамента по рассматриваемому заявлению мотивированы наличием законного права пользования спорными объектами и передачей оконченных производством дел в областной Госархив.
Таким образом, указанные возражения судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены, так как право пользования Департамента в отношении имеющихся у него объектов федеральной собственности прекращено одновременно со всеми другими полномочиями Минимуществом РФ в установленном законом порядке, поэтому ссылки заявителя кассационной жалобы на юридическую силу Соглашения о передаче полномочий от 01.03.1999 (стороны Минимущество РФ и субъект РФ) являются ошибочными (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Судом апелляционной инстанции исследованы обстоятельства, имевшие место при исполнении КУГИ Амурской области полномочий по управлению этими объектами до их прекращения и установлены факты финансирования соответствующих расходов субъекта РФ из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах применение судом утративших силу нормативных актов также не влияет на объем законных прав Теруправления, поэтому кассационная жалоба в соответствующей части признается подлежащей отклонению.
Вместе с тем, частичное отклонение заявленного Теруправлением требования неосновательно продляет бездействие должностного лица в отношении обязательного для него в целом Приказа от 29.12.2003 N 620, поэтому постановление апелляционной инстанции в данной части признается противоречащим действительной воле собственника федерального имущества, выраженной в этом Приказе.
Наличие в производстве арбитражного суда имущественного иска к субъекту РФ, основанием которого является этот же Приказ, не влияет на объем прав Теруправления по настоящему делу на устранение правонарушения, поэтому выводы апелляционной инстанции в этой части признаются ошибочными в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции признается подлежащим изменению.
Руководствуясь статьями 199-201, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Амурской области от 19.01.2005 по делу N А04-5/132 изменить: обязать начальника Департамента Администрации Амурской области создать комиссию и передать территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по акту приемо-передачи с оформлением разделительного баланса информационно-аналитический массив документации (на магнитных и бумажных носителях), всю номенклатуру дел, касающуюся объектов федеральной собственности, расположенных в Амурской области, в том числе реестр федеральной собственности, документы, предоставленные в Департамент федеральными предприятиями, учреждениями для ведения этого реестра, реестр акционерных обществ, созданных в процессе приватизации на базе федерального имущества, договоры на аренду федерального имущества и земельных участков, реестр учета поступивших платежей за пользование федеральным имуществом, подлинники свидетельств о государственной регистрации права собственности РФ на недвижимое имущество, а также иную документацию по приватизации, управлению и распоряжению федеральной собственностью, основные средства материально-технического назначения, приобретенные за счет средств федерального бюджета, и средств, выделенных Министерством имущественных отношений РФ Департаменту Администрации Амурской области по управлению государственным имуществом области.
Арбитражному суду Амурской области произвести поворот частично измененного судебного акта в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ и выдать исполнительные листы.
Настоящее Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/728
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании