Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г. и Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лозового В.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности, признании права на пенсию, по кассационной жалобе Лозового В.В, поступившей с делом 12 мая 2022 г, на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 3 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Лозовой В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по инвалидности, признании права на пенсию.
Решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 3 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение по делу, признать незаконным отказ отделения Пенсионного фонда РФ в Гулькевичском районе в назначении истцу страховой пенсии по инвалидности, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по инвалидности со дня обращения - 25 июня 2019 г. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что является военным пенсионером по линии Министерства обороны с 9 августа 2001 г. После увольнения в запас работал, имеет стаж 13 лет 2 месяца 23 дня, с него удерживались взносы в пенсионный фонд, имел суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент 20, 373. 10 июня 2019 г. получил третью группу инвалидности по общему заболеванию и больше работать не смог. В связи с этим обратился в Управление ПФР в Гулькевичском районе для назначения пенсии по инвалидности, на что ему было отказано со ссылкой на нехватку пенсионных баллов и страхового стажа. С указанным решением он не согласен. В соответствии с ФЗ N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. условиями назначения страховой пенсии по инвалидности являются: признание гражданина инвалидом и наличие хотя бы одного дня страхового стажа. У Лозового В. В. страховой стаж более 13 лет, в 2019 году достаточно было ИПК, так как каждый год требования к ним повышаются и в 2021 году их требовалось уже 23, 4. По состоянию здоровья истец работать не может. Лицам, не имеющим страхового стажа, назначается социальная пенсия по инвалидности. Считает, что пенсионным органом ущемляются его права на получение пенсии по инвалидности, так как если обычный пенсионер, имея страховую пенсию, получает инвалидность, то ему выплачивается две пенсии, истцу же, как военному пенсионеру пенсия по инвалидности не положена несмотря на наличие стажа и ИПК. И только отказавшись от пенсии за выслугу лет по линии министерства обороны (18 000 руб.) он сможет получать пенсию по инвалидности (2500 руб.).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Лозовой В.В. с 9 августа 2001 г. является получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
ДД.ММ.ГГГГ Лозовому В.В. установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию.
Письмами ГУ - Управления Пенсионного фонда в Гулькевичском районе от 13 апреля 2021 г, 19 апреля 2021 г. истцу разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом N156-ФЗ от 22 июля 2008 г. военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях". Право на страховую пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством приобретет в возрасте 61 год 6 месяцев при условии наличия страхового стажа - 13 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 23, 4.
Лозовому В.В. разъяснен порядок расчета индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренные законодательством способы увеличения ИПК, произведен расчет страховой части пенсии по старости, исходя их имеющихся стажа кроме стажа, учтенного при назначении пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ) и величины ИПК.
Поскольку Лозовой В.В. является получателем по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет, применению подлежат нормы Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Согласно части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в статье 1 данного Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, страховой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ, вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе N 400-ФЗ условий, необходимых для назначения страховой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).
Для отдельных категорий военнослужащих при наличии соответствующих условий назначения досрочной страховой пенсии но старости, пенсия может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий") право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Приложением N 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" установлен возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию: для мужчин, кому 60 лет исполняется в 2020 году - 60 лет + 24 месяца, то есть в 62 года.
Суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку Лозовому В. В. 60 лет исполнится в период до 31 декабря 2020 г, пенсия по старости может быть ему назначена ранее 6 месяцев, то есть по достижении возраста 61 год 6 месяцев.
Принимая во внимание, что на момент установления Лозовому В. В. инвалидности ему не исполнился 61 год 6 месяцев, у него отсутствуют основания для назначения ему пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Как правильно указал суд первой инстанции, Лозовой В. В. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначается одна пенсия по их выбору, как правило, в наиболее высоком размере.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что Лозовой В.В. имеет право на получение одновременно двух пенсий: одна - страховой пенсии по старости, вторая - за выслугу лет или по инвалидности. Получение одновременно пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по инвалидности действующим законодательством не предусмотрено.
Право истца на получение страховой пенсии по инвалидности в порядке Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и второй пенсии в соответствии с требованиями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ возникает лишь при условии прекращения выплаты по линии Министерства обороны РФ.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статья 39).
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определены меры социальной защиты инвалидов. В их числе - материальное обеспечение инвалидов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 27 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Среди таких денежных выплат - страховая пенсия по инвалидности, условия, порядок выплаты и назначения которой регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), ежемесячная денежная выплата инвалидам (статья 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (часть 1 статьи 9 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Таким образом, основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтвержденного документально, в том числе справкой учреждения медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом, сведениями о лице, признанном инвалидом, содержащимися в федеральном регистре инвалидов.
Главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (статьи 21 - 29.1) Федерального закона "О страховых пенсиях" определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
Пунктом 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного частью 1 или 1.1 статьи 8 названного Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, а при отсутствии 15 лет страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона N 181-ФЗ, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
При этом, ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 5 статьи 28.1 Закона N 181-ФЗ).
Как правильно установлено судом, истец является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории "ветеран боевых действий", имеющей более высокий размер по сравнению с выплатой по категории "инвалид 3 группы".
Истец получает ежемесячную денежную выплату по наиболее выгодному для себя основанию, в связи с чем нарушений его прав действиями пенсионного органа не допущено.
Приведенные истцом в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для назначения пенсии по инвалидности основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 3 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лозового В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.