Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.И. к ТСН "СНТ "Горняк" о взыскании задолженности за невыплаченную при увольнении заработную плату, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, по встречному иску ТСН "СНТ "Горняк" к В.И. о взыскании неосновательного обогащения по кассационной жалобе ТСН "СНТ "Горняк" на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 19.08.2021 и апелляционное определение Севастопольского городского суда от 16.12.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
В.И. обратилась в суд с иском к ТСН "СНТ "Горняк" о взыскании задолженности за невыплаченную при увольнении заработную плату, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.
Возражая относительно исковых требований ТСН "СНТ "Горняк" были заявлены встречные исковые требования к В.И. о взыскании неосновательного обогащения.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 19.08.2021 исковые требования В.И. удовлетворены частично. В удовлетво-рении встречных исковых требований ТСН "СНТ "Горняк" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ТСН "СНТ "Горняк" просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований В.И. и удовлетворении встречных исковых требований ТСН "СНТ "Горняк".
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов не дана оценка доводам ответчика по первоначальному иску о самовольном повышении истцом себе заработной платы, которое отнесено исключительно к компетенции общего собрания членов товарищества, судами неверно применены нормы трудового законодательства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением общего собрания ТСН СНТ "Горняк" истец В.И. избрана предсе-дателем, ДД.ММ.ГГГГ председателем СТ "Горняк" В.И. издан приказ N-л, согласно которому В.И. вступила в должность председателя правления СТ "Горняк" с ДД.ММ.ГГГГ до момента его перерегистрации в ТСН СНТ "Горняк" и включении в ЕГРЮЛ. В связи с отсутствием должности главного бухгалтера, подписание финансовой отчетности приняла на себя.
Решением общего собрания членов СТ "Горняк" от ДД.ММ.ГГГГ постановлено привести учредительные документы СТ "Горняк" в соответствии с законодательством РФ с целью внесения сведений о ТСН "СНТ "Горняк" в Единый государственный реестр юридических лиц. Утвержден Устав ТСН "СНТ "Горняк". Подтверждены полномочия В.И. как председателя ТСН "СНТ "Горняк", уполномочив ее на подачу документов с целью приведения уставных документов в соответствии с законодательством РФ.
ДД.ММ.ГГГГ сведения о ТСН СНТ "Горняк" внесены в ЕГРЮЛ.
ДД.ММ.ГГГГ между ТСН "СНТ "Горняк" и В.И. заключен трудовой договор N, согласно которому В.И. принята на должность председателя Правления. Трудовой договор заключен на неопределенный срок. Должностной оклад председателя правления В.И. установлен в размере 12 644, 00 рублей в месяц.
Приказом ТСН "СНТ "Горняк" N-Л от ДД.ММ.ГГГГ В.И. принята на должность председателя правления ТСН СНТ "Горняк", условия приема на работу, характер работы - оперативное руководство текущей деятельностью, с окла "адрес" 644 руб.
Решением общего собрания членов ТСН "СНТ "Горняк" от ДД.ММ.ГГГГ утверждена приходно-расходная смета на 2016 г, в которой предусмотрено, что фонд заработной платы остается без изменений (вопрос 3 повестки дня). По второму вопросу повестки дня, председатель ревизионной комиссии зачитал акт ревизии за 2015 год. Недостач и хищений не установлено.
Решением общего собрания членов ТСН "СНТ "Горняк" от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о порядке оплаты труда в ТСН "СНТ "Горняк" (вопрос 3 повестки дня), согласно п. 2.2 которого должностные оклады работников утверждаются общим собранием садового некоммерческого товарищества "Горняк" в составе сметы доходов и расходов на текущий год и в трудовом договоре с работником.
Согласно акту ревизии финансово-хозяйственной деятельности ТСН "СНТ "Горняк" ДД.ММ.ГГГГ, ревизионная комиссия ТСН "СНТ "Горняк" провела проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСН "СНТ "Горняк" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Для проведения проверки были предоставлены, кроме прочего, расчетно-платежные ведомости по заработной плате ф.030009. В ходе проведения проверки финансовых нарушений и хищений денежных средств не выявлено.
Решением общего собрания членов ТСН "СНТ "Горняк" от ДД.ММ.ГГГГ утверждена смета доходов и расходов на 2017 год, согласно которой, зара-ботная плата председателя товарищества установлена 15000 руб. + НДФЛ = 17 242 руб. (3 вопрос повестки дня). По второму вопросу повестки дня, председатель ревизионной комиссии отчитался о проверке финансовых до-кументов и годового ответа за 2016 год, проведенной ревизионной комиссией в полном объеме. Финансовых нарушений и хищений средств не выявлено.
Дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому догово-ру N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п. 3.1 трудового договора, изло-жив его в следующей редакции "3.1. За выполнение трудовой функции ра-ботнику устанавливается должностной оклад в размере 17 242 руб. в месяц".
Согласно акту ревизии финансово-хозяйственной деятельности ТСН "СНТ "Горняк" от ДД.ММ.ГГГГ, ревизионная комиссия ТСН "СНТ "Горняк" провела проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСН "СНТ "Горняк" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Для проведения проверки были предоставлены, кроме прочего, расчетно-платежные ведомости по заработной плате ф.030009. В ходе проведения проверки финансовых нарушений и хищений денежных средств не выявлено.
Решением общего собрания членов ТСН "СНТ "Горняк" от ДД.ММ.ГГГГ утверждена приходно-расходная смета на 2018 год, в которой размер заработной платы председателя правления установлен 15000 руб. (без НДФЛ) (3 вопрос повестки дня). По второму вопросу повестки дня, председатель ревизионной комиссии отчитался о проверке финансовых документов и годового ответа за 2017 год. Финансовых нарушений и хищений средств не выявлено.
Приказом председателя ТСН "СНТ "Горняк" В.И. N-О от ДД.ММ.ГГГГ об индексации заработной платы в соответствии со ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), проиндексированы должностные оклады постоянных работников ТСН "СНТ "Горняк" на индекс роста потребительских цен за 2017 год, установленный Росстатом в размере 4%.
Согласно акту ревизии финансово-хозяйственной деятельности ТСН "СНТ "Горняк" за 2018 год от ДД.ММ.ГГГГ, ревизионная комиссия ТСН "СНТ "Горняк" провела проверку финансово-хозяйственной деятельности ТСН "СНТ "Горняк" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Для проведения проверки были предоставлены, кроме прочего, расчетно-платежные ведомости по заработной плате ф.030009. В ходе проведения проверки финансовых нарушений и хищений денежных средств не выявлено.
Решением общего очередного собрания членов ТСН "СНТ "Горняк" от ДД.ММ.ГГГГ утверждена приходно-расходная смета на 2019 г, размер зара-ботной платы председателя правления установлен 15000 руб. (без НДФЛ).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п. 3.1 трудового договора, изложив его в следующей редакции "3.1. За выполнение трудовой функции работнику устанавливается должностной оклад в размере 18 966 руб. в месяц".
Решением общего очередного собрания членов ТСН "СНТ "Горняк" от ДД.ММ.ГГГГ председателем товарищества избран М.Н.
Приказом ТСН "СНТ "Горняк" N от ДД.ММ.ГГГГ В.И. ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности председателя по соглашению сторон, п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Обращаясь в суд с иском, В.И. просила взыскать с ответчика невыплаченную ей при увольнении заработную плату.
Заявляя встречные исковые требования ТСН "СНТ "Горняк" просило о взыскании неосновательного обогащения в размере 280 000 руб, так как общим собранием не принимались решения об увеличении размера оплаты труда председателя правления, в связи с чем, В.И. незаконно завла-дела денежными средствами ТСН "СНТ "Горняк" на сумму 331 628 руб.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что размер заработной платы председателя правления на 2019 год установлен решением общего очередного собрания членов ТСН "СНТ "Горняк" от ДД.ММ.ГГГГ. Оплата труда председателя правления включена в смету расходов товарищества на текущий год. Размер заработной платы председателя правления 18 966 руб. установлен дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в 2019-2020 годах контроль за деятельностью председателя правления, ведением финансово-хозяйственной деятельности товарищества, осуществляла ревизионная комиссия. В ходе проведения очередного собрания членов товарищества, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, на котором был утвержден акт ревизионной комиссии по результатам проверки за 2019-2020 года, вопрос о самовольном повышении заработной платы председателю правления не ставился, в повестку дня не вносился, членами товарищества не обсуждался. Размер заработной платы, который ревизионной комиссией было предложено удержать из заработной платы В.И, противоречит доводам ответчика ТСН "СНТ "Горняк" о размере незаконно полученной В.И. заработной платы. Также, ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждаю-щих, что размер заработной платы, предложенный удержать из заработной платы истца В.И, был излишне ей выплачен, не предоставлены основания, в связи с которыми ревизионная комиссия пришла к такому выводу, из представленных документов не следует за какой период В.И. была излишне выплачена заработная плата.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Согласно Уставу ТСН "СНТ "Горняк", утвержденному решением общего собрания членов товарищества ДД.ММ.ГГГГ, товарищество собственни-ков недвижимости "Садоводческое некоммерческое товарищество "Горняк" является некоммерческой организацией, добровольным объединением собственников недвижимого имущества (дачных садовых домов, садоводческих, огороднических или земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленном законом порядке распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом (п. 1.5 Устава).
Согласно п. 2.1 Устава, основная цель создания Товарищества - организация инфраструктуры Товарищества на земельном участке площадью 13, 9934га. (Распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 29 июня 1998 года N 1163- р) для ведения коллективного садоводства, разработки и содержания земельных участков для выращивания плодовых, ягодных, овощных и иных сельскохозяйственных культур, организации отдыха членов Товарищества и членов их семей (с правом возведения жилых домов/строений и с правом регистрации проживания в них), содействие членам Товарищества в решении общих социально - хозяйственных задач, содействие в организации быта и отдыха членов Товарищества и членов их семей.
Согласно п. 2.2 Устава, целями и задачами Товарищества являются: п. 2.2.1 организация совместного управления и обеспечения эксплуатации имущества Товарищества, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом в Товариществе; п. 2.2.2 организация обеспечения коммунальными услугами (электро-водоснабжение, вывоз мусора и т. и.) владельцев земельных участков и организация оплаты этих услуг соответствующим службам; п. 2.2.3 организация и осуществление деятельности по реконструкции, содержанию, ремонту, эксплуатации имущества Товарищества и общего имущества членов Товарищества; п. 2.2.4 обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния участков, общего имущества и имущества Товарищества, а также прилегающих территорий; 2.2.5 обеспечение соблюдения Членами - владельцами земельных участков требований о целевом использовании их участков, градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных требований (норм, правил и нормативов), правил пользования общим имуществом и имуществом Товарищества, а также правил внутреннего распорядка Товарищества.
Согласно п. 8.1 Устава, для выполнения необходимых работ Товарищество вправе принимать на работу по трудовым договорам, а также по договорам гражданско-правового характера рабочих и специалистов различных профессий.
Согласно п. 11.1 Устава, общее собрание членов Товарищества является высшим органом управления Товарищества.
К исключительной компетенции общего собрания членов Товарищества относится принятие решения об избрании председателя правления общим собранием или членами правления из их состава; избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если было принято решение об избрании его на собрании (п.п. 4 п. 11.1 Устава).
Согласно п. 13.1 Устава, правление Товарищества возглавляет председатель правления, избранный общим собранием на срок три года. Полномочия председателя правления определяются законом и настоящим Уставом. Председатель правления при несогласии с решением правления вправе обжаловать данное решение общему собранию членов Товарищества.
Председатель правления Товарищества действует без доверенности от имени Товарищества.
Исходя из положений Устава ТСН "СНТ "Горняк", задач, целей деятельности ТСН "СНТ "Горняк", к правоотношениям сторон подлежит применению Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (действо-вавший на момент возникновения спорных правоотношений и утратил силу с 01.01.2019, в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ), и Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесе-нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В ст. 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) определено как некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются, в том числе, условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением (пункт 4).
Органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения (ч. 1 ст. 20 Закона N 66-ФЗ).
К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) в силу положений ст. 21 Закона N 66-ФЗ относятся в том числе, вопросы избрания председателя правления и досроч-ное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; утверждение приходно-расходной сметы такого объеди-нения и принятие решений о ее исполнении; утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката.
Согласно ст. 22 и ст. 23 Закона N 66-ФЗ правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избирается из числа его членов, его возглавляет председатель, избранный из числа членов правления на срок два года.
В силу пунктов 1 - 3 ст. 22 Закона N 66-ФЗ правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных). Решения правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязательны для исполнения всеми членами такого объединения и его работниками, заключившими трудовые договоры с таким объединением. К компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся, в том числе, составление приходно-расходных смет и отчетов такого объединения, представление их на утверждение общего собрания его членов (собрания уполномоченных); прием на работу в такое объединение лиц по трудовым договорам, их увольнение, поощрение и наложение на них взысканий, ведение учета работников.
Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, в том числе, обеспечивает разработку и вынесение на утверж-дение общего собрания членов такого объединения (собрания уполномочен-ных) внутренних регламентов такого объединения, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением.
В силу положений ст. 25 Закона N 66-ФЗ контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек на срок два года. Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных). Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов такого объединения.
Закона N 66-ФЗ утратил силу с 1 января 2019 года в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также определяющем особенности гражданско-правового положения некоммерческих органи-заций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 1 и ч. 2 ст. 18, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ, высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товарищест-ве создаются единоличный исполнительный орган (председатель товари-щества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся избрание органов товарищества (председа-теля товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий, определение условий, на которых осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры. Правление товарищества подотчетно общему собранию членов товарищества. Председатель товарищества является членом правления товарищества и его председателем. Председатель товарищества действует без доверенности от имени товарищества, в том числе принимает на работу в товарищество работников по трудовым договорам, осуществляет права и исполняет обязанности товарищества как работодателя по этим договорам.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В силу ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ч. 3 ст. 16 ТК РФ).
Ст. 16 ТК РФ к основаниям возникновения трудовых отношений между работником и работодателем относит фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Данная норма представляет собой дополнительную гарантию для работ-ников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников (п. 3 определения Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 г. N 597-О-О).
В соответствии со ст. 17 ТК РФ, трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
В ст. 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законода-тельством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч. 1 ст. 67 ТК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Если физическое лицо было фактически допущено к работе работни-ком, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которо-го была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу факти-чески отработанное им время (выполненную работу) (ч. 1 ст. 67.1 ТК РФ).
Ч. 1 ст. 68 ТК РФ предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключен-ного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что представите-лем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников ст. 130 ТК РФ, в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 6 ст. 135 ТК РФ).
При этом, порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. ТК РФ не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 19.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16.12.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ТСН "СНТ "Горняк" - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.