Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Астраханской таможне о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя ответчика по доверенности ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Астраханской таможне, в котором просил взыскать заработную плату за отработанные сверхурочные часы и компенсацию за задержку выплат за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года, 1 января 2020 года по 29 июля 2020 года в размере "данные изъяты" руб.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что вывод судов о том, что в период с 1 января 2020 года по 29 июля 2020 года согласно постановлению Правительства РФ от 5 февраля 2013 года N 95 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", ему была установлена надбавка до 40% за особые условия службы в оперативных подразделениях таможни, является ошибочным, так как отдел оперативно-дежурной службы и таможенной охраны не является оперативным подразделением. Вопрос оплаты труда сотрудника таможенного за сверхурочную работу, осуществляющего работу по графику сменности, при увольнении до окончания учетного периода, не регулируется специальными нормативными актами. Истец не являлся гражданским служащим, в связи с чем судами применен закон, не подлежащий применению.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явилась представитель ответчика по доверенности ФИО6
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя ответчика по доверенности ФИО6, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1 проходил службу в Астраханской таможне с 16 марта 1994 года, в период с 30 июля 2013 года - в должности инспектора отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, что подтверждается записями в его трудовой книжке и контрактом о службе в таможенных органах Российской Федерации N, заключенным на 3 года.
С 30 июля 2019 года ФИО7 проходил службу в таможенных органах в должности инспектора отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны на основании контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации N заключенным на 1 год.
Из условий контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации N (пункт 6) следует, что сотруднику установлено денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее должностной оклад) в размере "данные изъяты" руб.; месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее оклад по специальному званию) в размере "данные изъяты" руб.; ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) в размере 40% оклада месячного содержания, состоящего из должностного оклада и оклада по специальному званию; ежемесячной надбавки к должностному окладу за квалификационное звание в размере до 30% должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере до 100% должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 65% должностного оклада; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета до трех окладов денежного содержания в год; поощрительных выплат за особые достижения в службе в размере до 100% должностного оклада в месяц; надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в размере до 100% должностного оклада (по отдельным должностям); других дополнительных выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ежемесячное денежное поощрение сотрудникам территориальных таможенных органов в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач; процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны; материальная помощь и т.п.).
Дополнительным соглашением N к контракту о службе в таможенных органах Российской Федерации N от 30 июля 2019 года, вступившим в силу с 1 октября 2019 года, ФИО7 установлен месячный оклад в соответствии с занимаемой должностью в размере "данные изъяты" руб, месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием в размере "данные изъяты" руб.
Пунктом 7 контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации N от 30 июля 2019 года установлен режим служебного времени и времени отдыха: по графику дежурства (сменности).
Из представленных в материалы дела графиков дежурств (сменности) оперативно-дежурных смен ООДС и ТО Астраханской таможни за период с января 2020 года по июль 2020 года судами установлено, что ФИО7 в определенные графиком дни проходил дежурство в качестве оперативного дежурного по таможне, помощника оперативного дежурного по таможне и занятия по боевой и специальной подготовке.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 15, 21, 22, 129, 136, 142, 149, 392 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил внутреннего распорядка для сотрудников Астраханской таможни, утвержденных приказом начальника таможни N 700 от 19 сентября 2016 года, обоснованно исходил из того, что ФИО7 в период с 1 января 2020 года по 29 июля 2020 года проходил службу в таможенном органе на условиях графика сменности, предусматривающего работу в ночное время, выходные и праздничные дни, соответствующая ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда была выплачена.
Астраханский областной суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они обоснованы, мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Определяя нормы материального права, подлежащие применению, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в статье 10 которого указано, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Судами дана оценка расчетным листкам должностного лица ФИО7, по результатам которой установлено, что за особые условия службы ему установлена и выплачивалась надбавка в размере 38%
Порядок прохождения службы в таможенных органах является предметом регулирования Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в соответствии со статьей 34 которой продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха. Типовыми правилами внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации (приложение к приказу ФТС России от 18 сентября 2006 года N 892) предусмотрено, что на их основе разрабатываются Правила внутреннего распорядка конкретного таможенного органа (пункт 3). Нормальная продолжительность служебного времени в таможенных органах не должна превышать 40 часов в неделю. Правилами внутреннего распорядка конкретного таможенного органа для сотрудников может устанавливаться пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также начало и окончание служебного времени.
Для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности), начало и окончание служебного времени определяется правилами внутреннего распорядка конкретного таможенного органа и графиками дежурства (сменности). Компенсация сотрудникам таможенного органа, исполнявшим должностные обязанности по не зависящим от них обстоятельствам сверх времени, установленного графиком дежурства (сменности), осуществляется согласно пункту 10 Типовых правил. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудники Приказом по таможенному органу могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможенного органа. Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможенного органа.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка для сотрудников Астраханской таможни, утвержденными приказом и.о. начальника Астраханской таможни N от 19 сентября 2016 года, для сотрудников отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности), начало и окончание служебного времени, в том числе, затраченного на прием-сдачу дежурства, а также продолжительность перерыва для отдыха и питания определяется в инструкциях сотрудников по исполнению конкретных функций в составе смен (нарядов) оперативно-дежурной службы и таможенной охраны. Для сотрудников отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, несущих службу по графику дежурств (сменности) устанавливается суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один календарный год, при этом продолжительность фактически отработанного сотрудником служебного времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленным Производственным календарем (пункт 2.4).
При верном установлении юридически значимых обстоятельств, суд первой инстанции, отказывая во взыскании задолженности по заработной плате за сверхурочную работу за период с 1 января 2020 года по 29 июля 2020 года, обоснованно исходил из того, что приказов Астраханской таможни, плана-задания на проведение специального мероприятия (специальной операции) о привлечении ФИО7 к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени не издавалось, в график дежурства (сменности) изменения не вносились, и, учитывая, что законодательством о службе в таможенных органах в случае привлечения к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, для сотрудников таможенных органов предусмотрено только предоставление дополнительных дней отдыха в течение месяца, денежная компенсация не предусмотрена.
Судами также правильно были применены положения Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам", в соответствии с которым истцу до 1 января 2013 года, то есть до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, выплачивалась надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с позицией кассатора о применении судом первой инстанции норм материального права, не подлежащих применению, так как его позиция основана на субъективном и ошибочном понимании права.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы, вопросы организации службы и оплаты труда сотрудников таможенных органов регулируются специальными нормами Федерального закона N 114-ФЗ, Федерального закона N 78-ФЗ, приказом Федеральной таможенной службы от 18 сентября 2006 года N и другими нормативно-правовыми актами, а не положениями Трудового кодекса РФ.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.