Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробченко Юрия Валентиновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Ростовской области о признании незаконным решения, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы страховой стаж, по кассационной жалобе Коробченко Юрия Валентиновича на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 12 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Коробченко Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области (далее - ГУ-УПФР в г. Таганроге Ростовской области), в котором просит:
- возложить на ГУ-УПФР в г. Таганроге Ростовской области обязанность включить в специальный стаж Коробченко Ю.В. по Списку N2 периоды работы:
с 05 августа 1981 года по 24 сентября 1986 года прохождение военной службы в должности курсанта, с 24 сентября 1986 года по 12 января 1994 года прохождение военной службы на должностях офицерского состава в должности производителя работы, с 12 января 1994 года по 07 декабря 1994 года прохождение военной службы на должностях офицерского состава в должности старшего производителя работы, с 07 мая 1996 года по 09 января 2000 года работа в должности старшего прораба в обществе с ограниченной ответственностью "Таганрогпромстрой", с 06 февраля 1995 года по 26 апреля 1995 года работа в должности мастера стройгруппы в товариществе с ограниченной ответственностью "Висмут", - признать за Коробченко Ю.В. право на получение страховой пенсии по старости, - возложить на ГУ-УПФР в г. Таганроге Ростовской области обязанность назначить Коробченко Ю.В. и выплатить досрочную страховую пенсию по старости с 09 августа 2017 года по достижению возраста 55 лет.
Определением Таганрогского городского суда Ростовской области от 24 июня 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таганроге Ростовской области на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 12 июля 2021 года исковые требования Коробченко Ю.В. удовлетворены частично.
В специальный стаж работы по Списку N2 для исчисления пенсии Коробченко Ю.В. включены периоды с 06 февраля 1995 года по 26 апреля 1995 года, с 07 мая 1996 года по 09 января 2000 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Коробченко Ю.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 ноября 2021 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 12 июля 2021 года отменено в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области обязанности включить в специальный стаж Коробченко Ю.В. период работы с 06 февраля 1995 года по 26 апреля 1995 года работа в должности мастера стройгруппы в товариществе с ограниченной ответственностью "Висмут", в отмененной части постановлено новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В оставшейся части решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 12 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Коровченко Ю.В. просит отменить решение суда первой инстанции в части отказанных требований в части отказа во включении в специальный стаж по Списку N2 периодов работы с 05 августа 1981 года по 24 сентября 1986 года - прохождение военной службы в должности курсанта, с 24 сентября 1986 года по 12 января 1994 года - прохождение военной службы на должностях офицерского состава в должности производителя работы, с 12 января 1994 года по 07 декабря 1994 года - прохождение военной службы на должностях офицерского состава в должности старшего производителя работы, а апелляционное определение в части отказа во включении в специальный стаж по Списку N2 периода работы с 06 февраля 1995 года по 26 апреля 1995 года работа в должности мастера стройгруппы в товариществе с ограниченной ответственностью "Висмут" в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, постановив новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме заявленных требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Коробченко Ю.В, ссылаясь на часть 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, указывает, что поскольку в период с 24 сентября 1986 года по 07 декабря 1994 года истец работал на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов в должности производителя работ и старшего производителя работ, что соответствует Списку N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и Списку N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, а занимаемые ими воинские должности прямо утверждены Правительством Российской Федерации, работа на которых предоставляет право на включение периода в специальный трудовой стаж, то отказ во включении спорных периодов в специальный стаж незаконен. Полагает, что в материалах дела имеются письменные доказательства того факта, что занимаемые истцом должности прямо предусмотрены Списком N 2, а так же что за весь спорный промежуток он работал в строительной отрасли, непосредственно на строительных объектах. Указывает, что суды первой инстанции и апелляционной инстанций, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, названные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили и не установили, они не вошли в предмет доказывания по делу и не получили соответствующей правовой оценки суда первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27 июля 2020 года Коробченко Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился ГУ-УПРФ в г. Таганроге Ростовской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
27 октября 2020 года решением ГУ-УПРФ в г. Таганроге Ростовской области N Коробченко Ю.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия специального стажа.
Специальный стаж Коробченко Ю.В. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по подсчетам ответчика отсутствовал, страховой стаж составил 37 лет 08 месяцев 00 дней.
В специальный стаж Коробченко Ю.В. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионным органом не включены периоды его работы:
с 05 августа 1981 года по 07 декабря 1994 года - прохождение военной службы на должностях офицерского состава, поскольку период прохождения военной службы подлежит зачету только в страховой стаж, а должность "старший прораб" не поименована Списком N2;
с 06 февраля 1995 года по 26 апреля 1995 года - в должности мастера стройгруппы в товариществе с ограниченной ответственностью "Висмут", поскольку должность "мастер стройгруппы" не поименована Списком N2;
с 07 мая 1996 года по 09 января 2000 года - в должности старшего прораба в обществе с ограниченной ответственностью "Таганрогпромстрой", поскольку должность "старший прораб" не поименована Списком N2, в сведениях персонифицированного учета период отражен как работа на общих основаниях.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Коробченко Ю.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10, постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N1173, исходил из того, что отсутствуют сведений о прохождении истцом военной службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации, а также из того, что до призыва на службу истец не работал в должности, предусмотренной Списком N 2.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что период работы истца с 06 февраля 1995 год по 26 апреля 1995 год в должности мастера стройгруппы и с 07 мая 1996 года по 09 января 2000 года - в должности старшего прораба подлежит включению в специальный стаж, поскольку представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об осуществлении строительной деятельности.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный страховой стаж периода работы Коробченко Ю.В. с 06 февраля 1995 год по 26 апреля 1995 год, поскольку достоверных доказательств работы истца в должностях, поименованных в Списках, в условиях постоянной занятости в течение полного рабочего дня не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списки льготных профессий, должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, составлены по производственному признаку, поэтому для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо установить производство, к которому относится выполняемая работа, при этом правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и действующему после 01 января 1992 года, пользуются:
мастера строительных и монтажных работ (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", подраздел "б" "руководителя и специалисты", код 2290000б-23419);
производители работ (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", подраздел "б" "руководителя и специалисты", код 2290000б-24441).
Действовавший до 01 января 1992 года Список N 2 от 22 августа 1956 года N 1173 содержит наименование должности "мастера (десятники) и прорабы" подраздел "б" "инженерно-технические работники" раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций".
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37 утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, а приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2008 года N 188 утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности", в которых имеется указание на должность прораба с указанием квалификационных требований. Должность старшего прораба не поименована.
Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории (пункт 7 постановления Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37).
Для назначения работнику досрочной трудовой пенсии по старости необходимо установить на основании первичных документов полное соответствие характеру фактически выполнявшейся им работы с работой, предусмотренной Списками.
Судом установлено, что в период с 05 августа 1981 года по 07 декабря 1994 года Коробченко Ю.В. проходил военную службу в должностях курсанта, производителя работы и старшего производителя работы.
Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся по аналогичным параметрам от трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая форма государственного социального обеспечения, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
Таким образом, законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включение в которые предоставляет право военнослужащим на зачет периода военной службы в этих должностях в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
По смыслу приведенных выше положений, законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце втором пункта 3 статьи 10 Федерального закона 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях.
Сведений о том, что истец проходил военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации, материалы дела не содержат, что обоснованно учтено судебными инстанциями при разрешении спора.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники, в связи с сокращением объемов производства, работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
Ранее действующее пенсионное законодательство указанных требований не содержало, следовательно, подтверждение постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня, до 1 января 1992 года не требовалось, а после указанной даты должно подтверждаться соответствующими доказательствами, представляемыми работником в пенсионный орган при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии.
В силу пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", которыми предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. После регистрации периоды работы подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичный порядок подсчета страхового стажа закреплен в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 ноября 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющим ее характер и влияющим на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Такое правовое регулирование согласуется со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, обеспечивает реализацию пенсионных прав граждан и не может расцениваться как нарушающее их конституционные прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2019 года N 2206-О).
В рассматриваемом случае условиями, при которых истцу могут быть включены в специальный стаж спорные периоды работы, имевший место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются занятость истца в течение полного рабочего дня на соответствующих работах, подтвержденная документами, выданными работодателем и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, содержащими указание на льготный характер такой работы.
11 сентября 1998 года Коробченко Ю.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что для включения периодов работы Коробченко Ю.В. после 1 января 1992 года в специальный стаж требуются надлежащие и допустимые доказательства, которые судам не представлены.
Все доказательства получили оценку суда в обжалуемом решении по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с точки зрения достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами принципа оценки доказательств не состоятелен, поскольку суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела и какой стороне надлежит их доказывать, суд разрешилдело в соответствии с представленными доказательствами на основании правильно установленных обстоятельств.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Доводы, приведенные истцом в кассационной в жалобе, относительно наличия права на досрочное назначение пенсии лишь в связи со сведениями трудовой книжки, являются несостоятельными, данные доводы являлись предметом исследования как суда первой, так и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводы судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 12 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 ноября 2021 года являются законными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 12 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коробченко Юрия Валентиновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.