Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу ФИО6 на вступившие в законную силу постановление судьи Заволжского районного суда г. Твери от 27 января 2022 года, решение судьи Тверского областного суда от 21 марта 2022 года, вынесенные в отношении главы муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области ФИО7 (далее также Жуков Р.С.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 27 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тверского областного суда от 21 марта 2022 года, глава муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области Жуков Р.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Жуков Р.С. просит отменить постановления, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Жукова Р.С. к административной ответственности) установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пункту 1 статьи 12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Аналогичные положения воспроизведены в пункте 5 статьи 8 Устава муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области.
Положениями пунктов 6, 11 части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Закона N 196-ФЗ).
ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
На основании пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, интернета, информационных щитов и т.п.
Пунктом 4.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения).
Из пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица. А.1 приложения А) таблица 5.3 - Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения.
Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4 (пункт 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017).
На основании пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290 знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 28 октября 2021 года в период с 11 часов 10 минут до 13 часов 20 минут старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Калининскому району в ходе рассмотрения обращения Козловой К.А. по факту неудовлетворительного состояния дороги в д. Горютино Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области, поступившее в адрес ОМВД России по Калининскому району 25 октября 2021 года, осуществлено обследование дороги, расположенной в этом населенном пункте.
В ходе данного обследования на участке дороги от дома N 2 до дома N 8 д. Горюгино выявлены недостатки в ее содержании в виде многочисленных дефектов асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, многочисленные дефекты обочины в виде просадок, что не соответствует требованиям пунктом 5.2.4 и 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, а именно:
напротив дома N 2 в д. Горютино имеется выбоина длиной 1, 76 м, шириной 0, 61 м, глубиной 6 см, площадью 1, 0736 м2; выбоина длиной 1, 37 м, шириной 1, 1 м, глубиной 11 см, площадью 1, 507 м2; выбоина длиной 1, 61 м, шириной 0, 39 м, глубиной 7 см, площадью 0, 6279 м2;
напротив дома N 4 в д. Горютино имеется выбоина длиной 0, 29 м, шириной 0, 39 м, глубиной 7 см, площадью 0, 1 131 м2;
напротив дома N 6 в д. Горютино имеется выбоина длиной 0, 87 м, шириной 1, 56 м, глубиной 7 см, площадью 1, 3572 м2;
напротив дома N 8 в д. Горютино имеется выбоина длиной 1, 96 м, шириной 0, 49 м, глубиной 8 см, площадью 0, 9604 м2.
Кроме того, должностным лицом ГИБДД было установлено, что на этом участке дороги не приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств; временные технические средства организации дорожного движения, информирующие участников дорожного движения о веденных ограничениях на данном участке дороги отсутствуют, что не соответствует требованиям пунктов 4.2, 4.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Решением Совета депутатов Муниципального образования "Аввакумове кое сельское поселение" Калининского района Тверской области от 26 октября 2018 года N 8 на муниципальную должность главы муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области с 26 октября 2018 года назначен Жуков Р.С..
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 69 КЛ N 000400 от 20 декабря 2021 года (л.д. 4-7), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования 69 KJT N 000400 от 28 октября 2021 года (л.д. 16); актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 28 октября 2021 года с приложенной к нему фототаблицей (л.д. 17-39); распечатками публичной кадастровой карты (л.д. 46-49); сведениями из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Тверской области" от 30 ноября 2021 года N 21-17598/01-15 (л.д. 59-60); решением Совета депутатов муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области от 26 октября 2018 года N 8 (л.д. 65); Уставом муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области (л.д. 66-90); выпиской из ЕГРН в отношении объекта недвижимости "дорожно-уличная сеть" с кадастровым номером 69:10:0201001:333 (л.д. 108-109); постановлением Администраций Аввакумовского сельского поселения Калининского района Тверской области от 31 октября 2014 года N 83 "Об утверждении реестра дорог муниципальной собственности муниципального образования Аввакумовское сельское поселение Калининского района Тверской области" (л.д. 157-158); письмом и.о. начальника Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери от 25 января 2022 года N 35/111-и (л.д. 173) и иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.1 1 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо допустившее несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, виновность указанного должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, действия Жукова Р.С. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Жукова Р.С. вины в совершении административного правонарушения, т.к. участок дороги от дома N 2 до дома N 8 д. Горюгино муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области находится вне границ названного населенного пункта и ее ремонт за счет средств муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" приведет к нарушению бюджетного законодательства были проверены судебными инстанциями и признаны неубедительными.
Эти доводы были опровергнуты письменными доказательствами, исследованными судебными инстанциями и получившими надлежащую оценку суда.
Материалы дела позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что, Жуковым Р.С. не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Выводы суда в этой части изложены достаточно подробно со ссылкой на представленные доказательства.
Несогласие автора жалобы с такими выводами суда свидетельствует об иной оценке доказательств по делу, что само по себе не может являться основанием для отмены вступившего в законную силу судебного постановления.
Жуков Р.С. обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние Жукова Р.С. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Жуков Р.С. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Жуков Р.С. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для наказания должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Заволжского районного суда г. Твери от 27 января 2022 года, решение судьи Тверского областного суда от 21 марта 2022 года, вынесенные в отношении главы муниципального образования "Аввакумовское сельское поселение" Калининского района Тверской области Жукова Р.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Жукова Р.С. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.