Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 сентября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1970
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Осипенко О.В., юрисконсульт по доверенности N 7/160 от 12.04.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на решение от 12.04.2005 по делу N А73-778/2004-34 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к военному комиссариату г. Николаевска-на-Амуре, Министерству обороны РФ, Министерству финансов Хабаровского края, 3-е лицо: администрация г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района о взыскании 64314 руб. 24 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2005. Полный текст постановления изготовлен 06.09.2005.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к военному комиссариату г. Николаевска-на-Амуре о взыскании 64314 руб. 24 коп. долга за потребленную в ноябре-декабре 2003 года теплоэнергию согласно договору на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2003 N 88.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, в качестве ответчиков - Министерство обороны РФ и Министерство финансов Хабаровского края.
Решением от 07.09.2004 иск удовлетворен за счет Министерства обороны РФ на основании статей 120, 309, 399 ГК РФ. В отношении остальных ответчиков в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.02.2005 года решение отменено в связи с нарушением ст. 71 АПК РФ и ст. 120 ГК РФ и дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам повторного рассмотрения дела решением арбитражного суда от 12.04.2005 года спорная сумма на основании ст. 309 ГК РФ взыскана с военного комиссариата, а при отсутствии либо недостаточности у него денежных средств - с Министерства обороны РФ как с субсидиарного должника согласно ст. 120 ГК РФ. В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказано на том основании, что в 2003 году финансирование военкомата Хабаровского края из бюджета субъекта Российской Федерации произведено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе военный комиссариат г. Николаевска-на-Амуре, считая решение от 12.04.2005 года принятым с неправильным применением ст. 120 ГК РФ, ст. 12 ФЗ "Об обороне", Положения о военных комиссариатах, просит его отменить и принять новый судебный акт.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "Хабаровскэнерго", считая решение от 12.04.2005 года соответствующим закону и обстоятельствам дела, возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Ответчики и третье лицо участия в судебном заседании не принимали. О времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Проверив законность решения от 12.04.2005 года, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым его отменить в части взыскания задолженности с Министерства обороны РФ по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по договору на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2003 N 88 заключенному с ОАО "Хабаровскэнерго", военкомат г. Николаевска-на-Амуре (абонент) принял на себя обязательство самостоятельно платежными поручениями оплачивать истцу фактически принятое количество энергии в соответствии с показаниями приборов учета.
Предъявленные истцом к оплате счета-фактуры за потребленную в ноябре-декабре 2003 года теплоэнергию на общую сумму 64314 руб. 24 коп. военкомат не оплатил, в связи с чем и возник спор, который заключается в том, что ни один из ответчиков не считает себя обязанным оплатить истцу задолженность военкомата.
Спора по количеству потребленной военкоматом теплоэнергии и ее стоимости не имеется.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.
Поскольку военкомат г. Николаевска-на-Амуре является стороной по договору от 01.01.2003 N 88, обязанной в силу ст.ст. 309, 539, 544 ГК РФ и п. 1.1 договора оплачивать принятую энергию, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца, взыскав неоплаченную стоимость энергии с абонента.
Предусмотренная Положением о военных комиссариатах обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечивать частичное финансирование деятельности военкоматов не освобождает военный комиссариат г. Николаевска-на-Амуре как сторону договора от исполнения принятых на себя обязательств.
Вместе с тем судебные акты в части взыскания задолженности при недостаточности средств у военкомата с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности приняты с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в республиках, краях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.
В свою очередь, согласно п.п. 1,2 Положения о Министерстве обороны РФ данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ.
В силу с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из изложенного, собственником имущества военного комиссариата является Российская Федерация, на что правильно указано в решении от 12.04.2005.
Следовательно, в данном случае правовые основания для привлечения в порядке ст. 120 ГК РФ к субсидиарной ответственности по обязательствам военного комиссариата имеются в отношении Российской Федерации.
Между тем требований к Российской Федерации по настоящему делу ОАО "Хабаровскэнерго" не предъявляло и Российская Федерация к участию в деле в качестве ответчика не привлекалась. Тот факт, что Министерство обороны РФ является главным распорядителем федерального бюджета по вопросам финансирования обороны, не дает оснований для взыскания с него задолженности военкомата без привлечения Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика, поскольку согласно ст. 120 ГК РФ субсидиарным должником по долгам военкомата может быть лишь Российская Федерация, а Министерство обороны РФ может лишь выступать от ее имени.
При таких обстоятельствах решение в части взыскания задолженности при недостаточности денежных средств у основного должника с Министерства обороны РФ подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в иске к указанному ответчику.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.04.2005 по делу N а73-778/2004-34 Арбитражного суда Хабаровского края в части взыскания с Министерства обороны РФ в пользу ОАО "Хабаровскэнерго" долга в сумме 64314 руб. 24 коп. отменить. В иске к Министерству обороны РФ отказать.
В остальном решение от 12.04.2005 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 сентября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1970
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании