Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 октября 2005 г. N Ф03-А80/05-1/1885
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 октября 2005 г. N Ф03-А80/05-1/2294, от 22 ноября 2005 г. N Ф03-А80/05-1/3115, от 17 января 2006 г. N Ф03-А80/05-1/3561 и от 29 августа 2006 г. N Ф03-А80/06-1/2028
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ЗАО "Северные рудные технологии" - Ноготков А.И., представитель, доверенность б/н от 01.02.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Северные рудные технологии" на определение от 28.02.2005 по делу N А80-21/2004-Б Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению Анюйского государственного горно-геологического предприятия о признании закрытого акционерного общества "Северные рудные технологии" несостоятельным (банкротом).
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2005. Полный текст постановления изготовлен 04.10.2005.
Определением арбитражного суда от 07.12.2004 в отношении закрытого акционерного общества "Северные рудные технологии" (далее - ЗАО "Северные рудные технологии", общество, должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Сысков О.В.
В порядке ст. 71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве 2002 г.) Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее - УФНС России по ЧАО, налоговая служба) заявило требования к должнику по обязательным платежам на сумму 71953318 руб. 46 коп., из них: 52464730 руб. 90 коп. - недоимка, 19450174 руб. 97 коп. - пени, 38412 руб. 59 коп. - штраф.
Арбитражный суд 28.02.2005 вынес определение о включении требований по обязательным платежам на сумму 71953318 руб. 48 коп. в реестр требований кредиторов общества в третью очередь.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Северные рудные технологии" просит отменить определение от 28.02.2005, принять новый судебный акт либо направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на невыполнение налоговой службой в полном объеме положений Закона о банкротстве 2002 г. в части доказательств, подтверждающих состав и размер требований уполномоченного органа по обязательным платежам. Указывает на недопустимость представленных налоговой службой в качестве доказательств справок, не подтверждающих, по его мнению, обоснованность заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу УФНС России по ЧАО выразило несогласие с изложенными в жалобе доводами, считает определение от 28.02.2005 законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель должника поддержал изложенные в кассационной жалобе доводы. Кроме того, указал на отсутствие доказательств, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление налоговой службы от 27.12.2004 об установлении требований по обязательным платежам.
Проверив законность обжалуемого определения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.
Исходя из требований пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве 2002 г. с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на момент введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.
По смыслу главы 8 Налогового кодекса РФ к таким требованиям относятся требования, непосредственно вытекающие из закрепленной в статье 57 Конституции Российской Федерации обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, о взыскании задолженности по налогам и сборам и пеней за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими применительно к статье 5 Закона о банкротстве 2002 г.).
В соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве 2002 г. кредиторы, предъявляя свои требования к должнику, должны направить в арбитражный суд, должнику и временному управляющему судебный акт или иные документы, подтверждающие их обоснованность.
Как следует из материалов дела, спорные требования обоснованы ссылкой на справки налоговой службы о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетами по состоянию на 04.11.2004 NN 64, 65, 66, 67 (л.д. 102-107 т. 2).
Признавая требования УФНС России по ЧАО подлежащими включению в реестр требований кредиторов общества в заявленной сумме, арбитражный суд исходил из того, что эти требования подтверждены доказательствами, представленными в их обоснование уполномоченным органом, и не оспорены временным управляющим ЗАО "Северные рудные технологии".
Однако в силу положений статьи 71 Закона о банкротстве 2002 г. при отсутствии возражений на заявленные кредитором требования к должнику арбитражный суд должен проверить обоснованность этих требований.
Согласно ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Так, согласно статьям 46, 47, 69, 70, 100 и 101 Налогового кодекса РФ в качестве оснований для взыскания и уплаты налогов, пеней и штрафов выступают решения налогового органа о взыскании налога, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, требование об уплате налога, причем названные документы должны быть составлены и направлены налогоплательщику в установленные законом сроки.
Кроме того, пунктом 7 статьи 114 Налогового кодекса РФ закреплен принцип привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (статьи 106, 108, 109, 111 Кодекса).
Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьей 71 Закона о банкротстве 2002 г., допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 АПК РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
Указанные доказательства не были предметом исследования арбитражного суда.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение подлежит отмене на основании статьи 288 (части 1, 3) АПК РФ как принятое с нарушением норм процессуального права и норм материального права с направлением дела на новое рассмотрение с учетом вопросов, поставленных в данном судебном акте.
Кроме того, суду необходимо проверить полномочия лица, заявившего спорные требования.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 28.02.2005 по делу N А80-21/2004-Б Арбитражного суда Чукотского автономного округа отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 октября 2005 г. N Ф03-А80/05-1/1885
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании