Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 января 2006 г. N Ф03-А73/05-2/4962
(извлечение)
См. также Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 января 2006 г. N Ф03-А73/05-2/4962 об исправлении опечатки, допущенной в вводной части настоящего Постановления
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Коваль Е.Н. представитель по дов. N 7 от 21.04.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на решение от 23.11.2005 по делу N А73-15673/2005-11 АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гипрогор" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления оглашена 18 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 25 января 2006 года.
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "Гипрогор" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 40 от 11.10.2005 о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 14.3 КоАП РФ - за нарушение законодательства о рекламе.
Решением от 23.11.2005 требования ООО "Гипрогор" удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил полностью оспариваемое постановление антимонопольного органа.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю предлагает решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Гипрогор" отказать.
В обоснование жалобы заявитель сослался на абзац 1 пункта 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, не допускается.
По мнению заявителя жалобы, суд неправомерно уровнял понятия "специальное разрешение" и "лицензия", поскольку требования к получению лицензии, а также к рекламе лицензируемых видов деятельности значительно отличаются от требований к получению других видов разрешений, в частности, на проведение стимулирующих лотерей. По мнению заявителя жалобы, проведение лотерей носит временный характер, тогда как для осуществления какого либо вида деятельности необходим более длительный промежуток времени. Поэтому для проведения лотереи необходимо получение совершенно иного разрешения, нежели лицензия.
Кроме того, оспариваемым постановлением N 40 от 11.10.2005 ООО "Гипрогор" привлечено к ответственности за то, что на момент распространения рекламы у него отсутствовал разрешительный документ на право проведения стимулирующей лотереи, а не за отсутствие в рекламе информации о лицензии.
Вывод суда о том, что порядок проведения стимулирующей лотереи носит не разрешительный, а уведомительный характер, антимонопольный орган считает ошибочным, так как порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения стимулирующей лотереи, утвержденными Приказом Минфина РФ N 66н от 09.08.2004. Данный нормативный акт носит специальный характер и предусматривает как предоставление права на проведение стимулирующей лотереи, так и запрет на ее проведение.
Таким образом, заявитель жалобы считает, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает у хозяйствующего субъекта не с момента направления уведомления регистрирующему органу, а с момента получения сообщения о внесении хозяйствующего субъекта в государственный реестр лотерей. Такое сообщение, по мнению заявителя жалобы, и является специальным разрешением.
Изложенные в жалобе доводы представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
Представитель ООО "Гипрогор" в заседании суда кассационной инстанции не участвовал. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы Общество уведомлено надлежащим образом: копия определения, направленная по последнему известному суду месту нахождения организации, не вручена в связи с отсутствием адресата.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а оспариваемый судебный акт отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю проведены контрольные мероприятия за соблюдением законодательства о рекламе, в ходе которых отслежена реклама в газете "Презент" (номера с 68 по 72 за период с 6 по 20 сентября 2005 года) следующего содержания: "С 5 сентября акция с призами "Марафон от Гипрогор". Призы: бытовая техника, пластиковые окна, входные двери. Главный приз - автомобиль. Розыгрыш на выставке "Архитектура и стройиндустрия ДВ" 28 мая 2006 года".
На улице Ленина, 75 в городе Хабаровске была размещена наружная реклама аналогичного содержания.
Установив, что данной рекламой нарушены требования пункта 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю составило в отношении ООО "Гипрогор" протокол об административном правонарушении от 11.10.2005, на основании которого было принято постановление N 40 о привлечении Общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 14.3 КоАП РФ, и о наложении административного штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что в денежном выражении составило 40000 руб. Протокол и постановление составлены в присутствии законного представителя ООО "Гипрогор".
Удовлетворяя требования ООО "Гипрогор", суд руководствовался ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", исходя из того, что порядок проведения стимулирующей лотереи носит не разрешительный, а уведомительный характер, следовательно, специального разрешения (лицензии) для проведения стимулирующей лотереи не требуется.
Кроме того, суд сослался на то обстоятельство, что фактически Общество лотерею не проводило, поскольку выдача лотерейных билетов, квитанций, других документов ООО "Гипрогор" не осуществляло, следовательно, договоры с участниками лотереи не оформлялись.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу, что требование законодательства о рекламе ООО "Гипрогор" не нарушало, а постановление антимонопольного органа о привлечении Общества к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.
Между тем, предметом спора по настоящему делу является правомерность рекламирования стимулирующей лотереи, а не правомерность ее проведения. Следовательно, для разрешения спора суду необходимо было установить, соответствуют ли действия ООО "Гипрогор" требованиям Федерального закона N 108-ФЗ от 18.07.1995 "О рекламе".
Согласно пункту 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, не допускается.
Статьей 4 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях" предусмотрено, что Российской Федерацией осуществляется государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, включая издание в установленном порядке нормативных правовых актов.
Во исполнение Федерального закона "О лотереях" Правительством Российской Федерации принято постановление N 338 от 05.07.2004, согласно которому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию лотерейной деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации. Пунктом 2 этого же постановления на Федеральную налоговую службу возложена обязанность по рассмотрению уведомлений о проведении стимулирующих лотерей. До завершения формирования Федеральной налоговой службы функции, определенные пунктом 2 настоящего Постановления, возложены на Министерство финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина РФ от 09.08.2004 N 66н, зарегистрированным в Минюсте РФ 10.09.2004 N 6014, утверждены "Правила проведения стимулирующей лотереи". Согласно пункту 1 Правил организатор стимулирующей лотереи должен не менее чем за 20 дней до дня начала проведения лотереи направить в уполномоченный орган уведомление о ее проведении.
Пунктом 2 Правил установлено, что Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи вносит в соответствующий реестр лотерей информацию о проведении стимулирующей лотереи с присвоением лотерее государственного регистрационного номера или принимает решение о запрете проведения стимулирующей лотереи.
Органом, уполномоченным предоставлять право либо запрещать проведение стимулирующих лотерей на территории Хабаровского края, является Министерство финансов Хабаровского края, которое письмом N 05-11/2057 от 10.11.2005 установило, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает с момента внесения в реестр лотерей информации о проведении данной лотереи с присвоением лотереи государственного регистрационного номера. Из содержания данного письма следует, что документом, предоставляющим право на проведение стимулирующей лотереи, то есть разрешительным документом, является сообщение уполномоченного органа о внесении в реестр лотерей информации о проведении данной лотереи, в котором указывается дата внесения в государственный реестр и регистрационный номер.
Таким образом, хозяйствующий субъект вправе рекламировать стимулирующую лотерею лишь после получения соответствующего специального разрешения.
Из материалов дела следует, что рекламировать акцию "Марафон от "Гипрогор" Общество начало с 06.09.2005, тогда как уведомление о проведении стимулирующей рекламы ООО "Гипрогор" направило в Министерство финансов Хабаровского края лишь 06.10.2005. Стимулирующая лотерея заявителя "Марафон от "Гипрогор" была внесена в государственный реестр лотерей Хабаровского края 18.10.2005 за номером Н327С/09.
Таким образом, право на размещение стимулирующей рекламы возникло у ООО "Гипрогор" лишь с 18.10.2005, следовательно, привлечение Общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 14.3 КоАП РФ, является правомерным.
Указанной нормой предусмотрено, что нарушение рекламодателем - юридическим лицом законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Постановлением антимонопольного органа N 40 от 11.10.2005 ООО "Гипрогор" назначено минимальное наказание. При разрешении спора суд дал оценку факту пропуска срока составления протокола и признал это нарушение несущественным. Нарушение административным органом других процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, суд первой инстанции не установил.
С учетом изложенных обстоятельств суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при разрешении спора по настоящему делу судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены судебного акта и принятии нового решения об отказе ООО "Гипрогор" в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.11.2005 по делу N А73-15673/2005-11АП Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Гипрогор" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 40 от 11.10.2005 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что рекламировать акцию "Марафон от "Гипрогор" Общество начало с 06.09.2005, тогда как уведомление о проведении стимулирующей рекламы ООО "Гипрогор" направило в Министерство финансов Хабаровского края лишь 06.10.2005. Стимулирующая лотерея заявителя "Марафон от "Гипрогор" была внесена в государственный реестр лотерей Хабаровского края 18.10.2005 за номером Н327С/09.
Таким образом, право на размещение стимулирующей рекламы возникло у ООО "Гипрогор" лишь с 18.10.2005, следовательно, привлечение Общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 14.3 КоАП РФ, является правомерным.
Указанной нормой предусмотрено, что нарушение рекламодателем - юридическим лицом законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Постановлением антимонопольного органа N 40 от 11.10.2005 ООО "Гипрогор" назначено минимальное наказание. При разрешении спора суд дал оценку факту пропуска срока составления протокола и признал это нарушение несущественным. Нарушение административным органом других процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, суд первой инстанции не установил."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 января 2005 г. N Ф03-А73/05-2/4962
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании