Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 июня 2005 г. N Ф03-А51/05-2/1180
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 сентября 2006 г. N Ф03-А51/06-2/2430 и от 25 апреля 2007 г. N Ф03-А51/07-2/1282
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ЗАО Гостиничный комплекс "Ю": Рогалев В.Е. - заместитель директора по доверенности N 45 от 20.05.2005, Бондаренко С.Ю. - адвокат по доверенности N 39 от 17.07.2004, Дегтярева С.М. - главный бухгалтер по доверенности N 20 от 30.05.2005 от ИФНС РФ по г. Находке, Бакунова О.В. - заместитель начальника юридического отдела по доверенности N 15 от 14.03.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Находке на решение от 09.11.2004, постановление от 14.01.2005 по делу N А51-9997/04 20-395 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению ЗАО Гостиничный комплекс "Ю" к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Находке о признании недействительным решения N 09-07/1418/1 от 25.06.2004.
Закрытое акционерное общество "Гостиничный комплекс "Ю" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Находке о признании недействительным решения N 09-07/1418/1 от 25.06.2004.
Решением суда от 09.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2005, требования заявителя удовлетворены, решение ИМНС РФ по городу Находке от 25.06.2004 N 09-07/1418/1 в части доначисления НДС в сумме 1087952 руб., налога на имущество в сумме 77071 руб., единого социального налога в сумме 286702 руб., соответствующих им сумм пени и штрафных санкций признано недействительным.
На вступившие в законную силу судебные акты Инспекцией федеральной налоговой службы по городу Находке подана кассационная жалоба.
В кассационной жалобе налоговый орган просил отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом положений главы 26.3 Налогового кодекса РФ (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности). По мнению налогового органа, изложенного в кассационной жалобе, в результате неправомерного применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при оказании услуг общественного питания у закрытого акционерного общества "Гостиничный комплекс "Ю" образовалась задолженность по налоговым платежам.
ЗАО "Гостиничный комплекс "Ю" в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласно, считает состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по городу Находке проведена выездная налоговая проверка закрытого акционерного общества Гостиничный комплекс "Ю", по результатам которой составлен акт N 89 от 02.06.2004 и принято решение N 09-07/1418/1 от 25.06.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущество послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение ЗАО "Ю" системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2003 году. Налогоплательщик, применяя специальный налоговый режим, при определении физического показателя-площади зала обслуживания посетителей, учитывал только площадь, занятую столиками; в ресторане - 146,3 кв.м., в баре - 131,5 кв.м., тогда как, по мнению налогового органа, должна была учитываться общая площадь. В ходе проверки налоговым органом установлена общая площадь ресторана - 227,3 кв.м., в том числе площадь, занятая столиками - 146,3 кв.м, площадь бара - 12.1 кв.м., площадь танцпола - 39,2 кв.м., место диджея - 11,0 кв.м, площадь проходов для посетителей - 18,7 кв.м., общая площадь бара - 182,5 "кв.м, в том числе - площадь, занятая столиками - 131,5 кв.м., площадь танцпола - 37,7 кв.м, место диджея - 13,3 кв.м.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что Общество правомерно применяло специальный налоговый режим в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, поскольку использовало зал для организации общественного питания площадью не более 150 кв.м. Судом также сделан вывод о том, что при определении размера физического показателя, характеризующего деятельность по оказанию услуг общественного питания - площадь зала обслуживания посетителей - следует учитывать только площадь, используемую для реализации и потребления готовой кулинарной продукции, а иные вспомогательные помещения, структурно ее дополняющие и имеющие иное функциональное назначение - танцевальный зал, сцена, вспомогательные проходы, витринные площади и прочие учитываться не должны.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми по делу судебными актами исходя из следующего.
Согласно статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, который устанавливается и применяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Федеральным законом от 24.07.2002 года N 104-ФЗ введена в действие глава 26.3 Налогового кодекса РФ (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), предусматривающая наряду с общим режимом налогообложения особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
В соответствии со статьей 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие с 01.01.2003 на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 данной статьи Кодекса, в том числе и по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.
Законом Приморского края N 23-КЗ от 28 ноября 2002 года "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Приморском крае" на территории Приморского края введен единый налог и определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых он вводится в пределах перечня, установленного пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ.
Согласно статье 346.29 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Согласно статье 346.29 Кодекса при оказании услуг общественного питания физическим показателем, характеризующим данный вид деятельности, является площадь зала обслуживания посетителей в квадратных метрах. При этом в соответствии со статьей 346.27 НК РФ под площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163 к услугам общественного питания относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Классификатором по кодам подгрупп 122100 (услуги питания) и 122500 (услуги по организации досуга).
Таким образом, в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении результатов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением физического показателя базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей" (в квадратных метрах) к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров, предприятий (объектов общественного питания) других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, и т.д.), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
Далее, установленные подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ ограничения по площади зала обслуживания посетителей (не более 150 квадратных метров) должны соблюдаться по каждому объекту общественного питания, используемому в предпринимательской деятельности. Налогоплательщик, превысивший данные ограничения хотя бы по одному объекту организации общественного питания не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Как следует из материалов дела, используемая налогоплательщиком при оказании услуг общественного питания площадь зала обслуживания посетителей превысила установленные ограничения, в связи с чем вывод суда о правомерности применения налогоплательщиком специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности нельзя признать основанным на нормах действующего законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, судом при рассмотрении спора не проверена обоснованность заявленных Инспекцией требований по праву и размеру.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.11.2004, постановление от 14.01.2005 по делу N А51-9997/04 20-395 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июня 2005 г. N Ф03-А51/05-2/1180
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании