Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2006 г. N Ф03-А73/05-1/4849
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Сопова Г.Н. - ведущий специалист по доверенности от 29.09.2005 N 12-541, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае на решение 13.10.2005 по делу N А73-8260/2005-63 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае о признании частично недействительным решения от 28.02.2005 N 22-02-22/268.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2006 года.
Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным ненормативного акта от 16.02.2005 N 22-02-22/268 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - Теруправление) в части начисления на материальную помощь и выплаты районного коэффициента за работу в южных районах Дальнего Востока.
Заявлением от 28.09.2005 истца предмет иска заменен на требование о признании недействительным решения ответчика от 28.02.2005 (акта-представления) в этой же части.
Решением от 13.10.2005 иск удовлетворен, при этом истцу восстановлен пропущенный срок для обжалования ненормативного акта.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта первой инстанции проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе ответчика.
Жалоба мотивирована тем, что материальная помощь не относится к заработной плате, несмотря на гарантированный характер ее выплаты, а пункт 5 Указа Президента РФ от 06.03.1998 N 265 определяет порядок формирования фонда оплаты труда, но не состав денежного содержания.
В жалобе имеются, кроме того, ссылки на решение и определение Верховного Суда РФ от 17.07.2000 ГКПИ 2000-315, от 11.03.2003 в отношении спорных выплат, на Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 22.07.1999 N 716-7, на Разъяснение этого министерства от 01.04.2003 N 400-9 и на Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.10.2005 N 972-13.
В настоящем судебном заседании представитель истца кассационную жалобу отклонил в полном объеме со ссылками на действующее законодательство и на судебную практику Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, а также на невозможность взыскания выплаченных сумм с работников, поскольку их начисление не связано с арифметической ошибкой.
Ответчик, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовал.
При проверке законности обжалованного решения установлено, что оно отмене не подлежит по следующим основаниям.
По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю (далее - Департамент), преобразованного в Управление федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю (далее - Управление), ответчиком составлен акт от 16.12.2005.
По данному акту истцом заявлены разногласия в части признания неосновательными начисления и выплаты в сумме 68532 руб. 76 коп. за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 районного коэффициента и дополнительной надбавки на материальную помощь на общую сумму 191432 руб. 30 коп.
Письмом от 28.02.2005 N 22-02-28/268 (решением) разногласия в данной части отклонены и истцу предложено устранить нарушение в срок до 01.04.2005.
При рассмотрении дела суд руководствовался действующей редакцией Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.12.1993 N 4520-1, а также Указом Президента РФ от 06.03.1998 N 265, согласно которому денежное содержание федеральных государственных служащих территориальных органов исполнительной власти и материальная помощь в размере двух окладов в год, являются гарантированными выплатами и включаются в фонд оплаты труда этой категории служащих.
Данный вывод суда является ошибочным, так как из пункта 5 этого Указа усматривается, что он применим при формировании фонда оплаты труда работников и не касается порядка начисления коэффициентов и надбавок, которые не включается в состав заработной платы.
Соответствующее разъяснение Указа Президента РФ от 06.03.1998 N 265 по этому вопросу содержится в Письме Министерства труда и социального развития РФ от 22.07.1997 N 716-7, подтверждено этим Министерством 01.04.2003 (исходящий N 400-9), и оставлено без изменения Министерством здравоохранения и социального развития РФ, которому переданы государственные полномочия в этой сфере.
Письмо последнего от 21.10.2005 N 972-13 мотивировано решением Верховного Суда РФ от 17.07.2000 N ГКПИ-2000-315 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.03.2003.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер решения Верховного Суда РФ от 17.07.2000 следует читать как "N ГКПИ00-315"
Указанными судебными актами отклонена жалоба Паньковой Л.Э. о признании недействительным касающегося начисления районных коэффициентов на материальную помощь пункта 19 "Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами", утвержденной Приказом Министерства труда РФСР от 22.11.1990 N 2.
В месте с тем, основания для отмены решения суда не усматриваются, так как при рассмотрении дела суд установил, что в проверенном ответчиком периоде хозяйственной деятельности Департамента выплаты материальной помощи предусмотрены в смете его расходов с учетом районного коэффициента и северных надбавок.
Исполнение истцом утвержденной в установленном законном порядке сметы расходов заявитель не оспаривает, из чего следует, что бюджетное нарушение (нецелевое использование или изъятие денежных средств) со стороны бюджетополучателя не доказано (статья 401 ГК РФ, статья 289 БК РФ).
Оспариваемое решение могло повлечь материальную и дисциплинарную ответственность должностных лиц бюджетополучателя, поэтому доводы ответчика об отсутствии у него признаков ненормативного акта являются неправомерными.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.10.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8260/2005-63 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2006 г. N Ф03-А73/05-1/4849
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании