Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 февраля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/238
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 мая 2008 г. N Ф03-А51/08-1/1525
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 14.10.2005, постановление от 30.11.2005 по делу N А51-3880/05 7-102 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Находкинского отделения "Дальэнергосбыт" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации МО г. Находка, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 2472142 рублей 75 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2006 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Находкинского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с администрации г. Находка, Департамента финансов администрации Приморского края, Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю 2472142 рублей 75 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг (электрической энергии), предоставленных в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 в соответствии с ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
Решением суда от 14.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Не согласившись с решением от 14.10.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В своих отзывах ОАО "Дальэнерго" и администрация г. Находка просили судебные акты оставить без изменения, считая их законными, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Дальэнерго" и администрацией г. Находка 01.01.2004 на срок с 01.01.2004 до 31.12.2004 заключен договор N 5-а на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам по оплате коммунальных услуг, по условиям которого ОАО "Дальэнерго" предоставляет 50% льготу по оплате электроэнергии жителям МО, подпадающим под действие ФЗ "О ветеранах", а администрация возмещает последнему понесенные в связи с этим расходы в пределах средств, полученных из краевого бюджета.
ОАО "Дальэнерго" во исполнение ФЗ "О ветеранах" в течение 2004 года предоставило за счет собственных средств льготы по оплате электроэнергии лицам, имеющим право на их получение, на общую сумму 5150468 рублей 75 копеек, оставшиеся невозмещенными расходы составили 2472142 рубля 75 копеек.
Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов РФ.
Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Исходя из положений ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" N 176-ФЗ, расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федерального бюджета на 2004 год не утверждались, в том числе не предусматривались они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
В соответствии с Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" из краевого бюджета на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", в бюджет МО г. Находка запланировано выделение средств в сумме 30895000 рублей, в том числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг - 28277000 рублей.
Материалами дела подтверждается выделение средств в бюджет муниципального образования, которое в полном объеме распределило поступившие средства между энергоснабжающими организациями пропорционально понесенным расходам. Доказательств нецелевого использования выделенных МО средств не представлено.
Однако объем передаваемых субъектом средств не покрывает расходы предприятий от предоставления льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Находка, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2472142 рублей за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.10.2005 и постановление от 30.11.2005 по делу N А51-3880/05 7-102 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2006 г. N Ф03-А51/06-1/238
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании