Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/93
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-1/4311
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Хабаровскэнерго": Долоткадзе М.А. - заместитель начальника управления по доверенности N 7/371 от 25.07.2005, Михайлов С.В. - юрист по доверенности N 7/157 от 28.02.2006 Вороная Т.Г. - заместитель генерального директора по доверенности N 7/40 от 31.01.2006, от администрации г. Хабаровска: Тельтевская Е.В. - консультант юридического управления по доверенности N 1.33-130 от 27.05.2005, от Комитета по ценам и тарифам - Лагутина Е.И. - начальник отделения по доверенности N 4-3-7/1757 от 08.08.2005, Антипова Г.Ф. - заместитель председателя по доверенности N 1-1.10/270 от 31.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" на решение от 19.07.2005, постановление от 28.10.2005 по делу N А73-3443/2005-29 (АИ-1/1130/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" о признании незаконным бездействия главы муниципального образования по неутверждению ставок оплаты населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения и обязании мэра г. Хабаровска утвердить ставки оплаты.
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2006. Полный текст постановления изготовлен 05.04.2006.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (далее - ОАО "Хабаровскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия мэра г. Хабаровска по неутверждению с 01.01.2005 ставок оплаты населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также об обязании мэра г. Хабаровска утвердить указанные ставки оплаты.
Заявление мотивировано тем, что бездействие мэра г. Хабаровска по неутверждению ставок оплаты населением указанных услуг не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО "Хабаровскэнерго" в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Прокуратура Хабаровского края, Региональная энергетическая комиссия - Комитет цен Правительства Хабаровского края (далее - РЭК Хабаровского края).
Решением от 19.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2005, в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из отсутствия до 01.03.2005 у органа местного самоуправления возможности по установлению ставок оплаты населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения и обязанности органов местного самоуправления по расчету размера указанной оплаты в связи с вступлением в силу с 01.03.2005 Жилищного кодекса РФ.
В кассационной жалобе ОАО "Хабаровскэнерго" просит решение от 19.07.2005 и постановление от 28.10.2005 отменить. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о несоответствии выводов суда о наличии объективных причин для неисполнения мэром г. Хабаровска обязанности по установлению спорных ставок фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства. Считает, что вывод суда об изменении существующего порядка установления ставок оплаты на коммунальные услуги в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ сделан без учета действующих наряду с Жилищным кодексом РФ нормативно-правовых актов, возлагающих на органы местного самоуправления обязанность по установлению ставок за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В кассационной жалобе РЭК Хабаровского края просит принятые по делу судебные акты отменить. В обоснование жалобы заявитель указал на отсутствие объективных причин для неисполнения обязанности органа местного самоуправления до принятия решения об утверждении местного бюджета установить ставки оплаты за теплоснабжение и горячее водоснабжение. Кроме того, полагает несоответствующими действующему законодательству выводы суда об обязанности установления регулирующим органом субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения, а также о его несвоевременном установлении РЭК Хабаровского края.
В отзыве на кассационные жалобы администрация г. Хабаровска полагает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Считает верными выводы суда о наличии объективных причин неисполнения органом местного самоуправления своих обязанностей по установлению ставок оплаты для населения, а также об изменении полномочий органов местного самоуправления по установлению спорных ставок в связи со вступлением в силу с 01.03.2005 Жилищного кодекса РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании кассационной инстанции привели доводы, соответствующие текстам кассационных жалоб и отзывов на них.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.03.2006.
Проверив законность обжалованных судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения ОАО "Хабаровскэнерго" в арбитражный суд с заявлением послужило неустановление мэром г. Хабаровска ставок оплаты населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения и отсутствие по этой причине возможности производить расчеты за оказанные населению услуги.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" органы местного самоуправления поселений устанавливают нормативы потребления коммунальных услуг, цены и тарифы на коммунальные услуги.
Основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также условия оплаты жилья и коммунальных услуг, порядок применения цен и тарифов, расчета размера платы за коммунальные услуги определяются Постановлением Правительства РФ от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", а также Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг".
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а также изданным в его исполнение постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" обязанность по регулированию оплаты населением жилья и коммунальных услуг возложено на глав муниципальных образований городов и районов Хабаровского края.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "Хабаровскэнерго" суд сделал выводы о невозможности установления органом местного самоуправления указанных ставок оплаты до 01.03.2005 в связи с непредоставлением заявителем необходимых документов, неутверждением РЭК Хабаровского края тарифов на тепловую энергию для населения, отсутствием регионального стандарта оплаты коммунальных услуг, а также изменением порядка установления цен и тарифов на коммунальные услуги с введением в действие с 01.03.2005 Жилищного кодекса РФ.
Согласно Основам ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства установление цен на коммунальные услуги производится по инициативе регулирующих органов или организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Для установления цен и тарифов организация представляет в регулирующий орган необходимые материалы.
Между тем при рассмотрении дела судом не выяснялся вопрос о том, какие документы необходимы регулирующему органу для установления ставок оплаты населением услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, представлялись ли указанные документы ОАО "Хабаровскэнерго" в течение спорного регулируемого периода.
Определяя объективные причины невозможности установления органом местного самоуправления ставок оплаты за теплоснабжение и горячее водоснабжение, суд исходил из отсутствия до 01.03.2005 необходимого для этого тарифа на тепловую энергию для населения, утверждаемого РЭК Хабаровского края, а также из обязанности последнего утверждать данный тариф для населения в рамках предельных уровней тарифов для населения, утверждаемых Правительством РФ со ссылкой на ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
Однако суд не установил, утверждены ли указанные предельные тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению в спорный период.
Кроме того, суд не учел, что Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-0/2, подлежащими применению регулирующими органами и организациями, не предусмотрена в отличие от потребителей электрической энергии, дифференциация - по группам потребителей тепловой энергии и установление тарифа на тепловую энергию для населения.
Как следует из материалов дела и установлено судом постановлением РЭК Хабаровского края от 25.12.2004 N 80 утвержден на 2005 год тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Хабаровскэнерго" для жилищных организаций всех форм собственности. Согласно п. 4.8 указанного постановления по данному тарифу производятся расчеты за тепловую энергию, отпускаемую на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых домов.
Следовательно, выводы суда об отсутствии тарифа на тепловую энергию для населения используемого для определения ставок оплаты для населения коммунальных услуг и о необходимости его установления РЭК Хабаровского края не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Необоснован ссылками на нормы права и вывод суда о невозможности определения ставки оплаты для населения услуг по водоснабжению и отоплению в связи с отсутствием регионального стандарта оплаты коммунальных услуг, подлежащего обязательному установлению органами исполнительной власти субъекта РФ.
Рассматривая требования заявителя об обязании мэра г. Хабаровска утвердить ставки оплаты населения за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в регулируемый период, суд пришел к выводу о том, что с введением в действие с 01.03.2005 Жилищного кодекса РФ на орган местного самоуправления не возложена обязанность по расчету размера платы за горячее водоснабжение и теплоснабжение.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не исследовал и не дал оценку доводам заявителя, РЭК Хабаровского края о действии в спорный период наряду с Жилищным кодексом РФ, устанавливающим только порядок исчисления размера платы за коммунальные услуги, иных не противоречащих ему нормативных правовых актов, возлагающих на орган местного самоуправления обязанности по установлению ставок оплаты населением коммунальных услуг, Постановления Правительства РФ от 17.02.2004 N 89, Постановления Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099, Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 392, Закона Хабаровского края от 31.03.2004 N 173 "Об обеспечении прав граждан в жилищно-коммунальной сфере на территории Хабаровского края".
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя сделан с нарушением норм процессуального права, без исследования всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора и без учета норм действующего законодательства в области регулирования тарифов, поэтому решение от 19.07.2005 и постановление от 28.10.2005 на основании ч. 1-3 ст. 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует установить наличие либо отсутствие в регулируемый период необходимых документов для установления органом местного самоуправления ставок оплаты населением спорных услуг, а также полномочий мэра г. Хабаровска по установлению спорных ставок с учетом действующих в регулируемый период правовых актов, а также доводов и возражений сторон.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.07.2005, постановление от 28.10.2005 по делу N А73-3443/2005-29 (АИ-1/1130/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-1/93
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании