Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-1/4311
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: М.А. Долоткадзе, заместитель начальника управления, доверенность от 13.02.2006 N 7/77; С.В. Михайлов, ст. юрист, доверенность от 31.05.2006 N 7/473, от администрации г. Хабаровска: А.А. Малашенко, начальник отдела нормотворчества, доверенность от 11.01.2006 N 1.33-10; К.П. Тарасова, начальник юридического управления, доверенность от 11.01.2006 N 1.33-27, от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Г.Ф. Антипова, представитель, доверенность от 31.01.2006 N 1-1-10/270; Е.И. Гончар, начальник отдела, доверенность от 21.11.2006 N 4-3-7/2691, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Хабаровска на решение от 30.06.2006, постановление от 14.09.2006 по делу N А73-3443/2005-63 (АИ-1/1183/06-14) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" о признании незаконным бездействия мэра г. Хабаровска по неутверждению с 01.01.2005 ставок оплаты (тарифов) населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения и обязании установить тарифы на услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, заинтересованные лица: прокурор Хабаровского края; Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2006. Полный текст постановления изготовлен 12.12.2006.
В судебном заседании кассационной инстанции 28.11.2006 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15 часов 20 минут 05.12.2006.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" (ОАО "Хабаровскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия мэра г. Хабаровска по неутверждению с 01.01.2005 ставок оплаты (тарифов) населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения и обязании установить тарифы на услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Решением суда от 19.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.04.2006 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением суда от 30.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2006, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация г. Хабаровска (далее - Администрация) просит указанные судебные акты отменить как принятые с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несостоятельность выводов суда о том, что бездействие мэра г. Хабаровска по неустановлению ставок оплаты населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на 2005 год лишает ОАО "Хабаровскэнерго" возможности производить расчеты за оказанные услуги населению. Кроме того, Администрация указывает на следующие обстоятельства: суд, удовлетворяя требования общества, руководствовался недействующим законодательством; у администрации г. Хабаровска не было объективной возможности установить ставки оплаты населением теплоснабжения и горячего водоснабжения; с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации у администрации отсутствовали полномочия и обязанности по утверждению указанных тарифов.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "Хабаровскэнэрго" и Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края выразили несогласие с изложенными в ней доводами, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Администрации и представители ОАО "Хабаровскэнэрго", Комитета по ценам и. тарифам Правительства Хабаровского края поддержали соответственно доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими изменению в части на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило неустановление мэром г. Хабаровска ставок оплаты населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на 2005 год, что лишило ОАО "Хабаровскэнерго" возможности производить расчеты за оказанные услуги населению.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов и признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вопреки закону возлагают на них какие-либо обязанности, создают другие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 органы местного самоуправления поселений устанавливают нормативы потребления коммунальных услуг, цены и тарифы на коммунальные услуги.
Основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также условия оплаты жилья и коммунальных услуг, порядок применения цен и тарифов, расчета размера платы за коммунальные услуги определены Постановлением Правительства РФ "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" от 17.02.2004 N 89 (далее - Основы ценообразования), а также Постановлением Правительства РФ "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" от 30.07.2004 N 392.
Постановлением Губернатора Хабаровского края "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" от 30.04.2002 N 252, изданным во исполнение Постановления Правительства РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 07.03.1995 N 239 установлена обязанность по регулированию оплаты населением жилья и коммунальных услуг, которая возложена на глав муниципальных образований городов и районов Хабаровского края.
Порядок установления платы за коммунальные услуги установлен Постановлением Правительства РФ "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" от 17.02.2004 N 89 и Постановлением Правительства РФ "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" от 30.07.2004 N 392, согласно которым тарифы на коммунальные услуги устанавливаются до утверждения местных бюджетов органами местного самоуправления.
Аналогичное положение содержится в пункте 8 Основ ценообразования.
Наряду с указанным, пунктом 2.4 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг" от 26.09.1994 N 1099 предусмотрено, что размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок его установления.
Кроме того, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом.
Судом установлено, что тарифы на услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения не были утверждены мэром г. Хабаровска до принятия бюджета г. Хабаровска на 2005 год.
В кассационной жалобе Администрация не оспаривает обязанность органов местного самоуправления до 01.03.2005 устанавливать цены и тарифы на коммунальные услуги, но приводит объективные причины невозможности установления мэром г. Хабаровска ставок оплаты населением теплоснабжения и горячего водоснабжения в 2005 году.
Судом принят во внимание тот факт, что Администрацией предпринимались определенные действия по установлению указанных тарифов, о чем свидетельствуют Постановление мэра г. Хабаровска от 05.03.2005 N 366 "О платежах населения за теплоснабжение и горячее водоснабжение в г. Хабаровске" (в редакции Постановления мэра г. Хабаровска от 03.05.2005 N 723), Постановление мэра г. Хабаровска "Об утверждении положения о порядке проведения независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг" от 17.03.2005 N 431.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что органами местного самоуправления других муниципальных образований (в том числе - Хабаровского края) тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение на 2005 год устанавливались.
Исходя из изложенных обстоятельств, арбитражный суд, оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в деле, правильно применив нормы права, действовавшие в оспариваемый период, обоснованно пришел к выводу о том, что бездействие мэра г. Хабаровска по неустановлению ставок оплаты населением за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения на 2005 год, является незаконным.
В связи с этим доводы заявителя кассационной жалобы о том, что у Администрации отсутствовала объективная возможность установить ставки оплаты населением теплоснабжения и горячего водоснабжения в 2005 году, а также то, что суд при рассмотрении данного дела руководствовался недействующим законодательством, являются несостоятельными.
Удовлетворяя требования ОАО "Хабаровскэнерго" об обязании мэра г. Хабаровска установить указанные тарифы, арбитражный суд исходил из того, что их неустановление лишает общество возможности производить расчеты с гражданами за потребленную энергию.
Вместе с тем решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в данной части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежат изменению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вопреки данным требованиям закона заявителем, исходя из оснований его заявления, не представлено каких-либо доказательств того, что отсутствие установленных тарифов на 2005 год не давало возможности ОАО "Хабаровскэнерго" производить расчеты за оказанные услуги населению.
Кроме того, судами обеих инстанций не принято во внимание то обстоятельство, что ОАО "Хабаровскэнерго" фактически осуществляло расчеты с населением в оспариваемый период.
Следовательно, оснований для обязания мэра г. Хабаровска установить тарифы на услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению для населения г. Хабаровска на 2005 год в настоящее время по окончании регулируемого периода не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в части удовлетворения требования ОАО "Хабаровскэнерго" об обязании мэра г. Хабаровска установить тарифы подлежат изменению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.06.2006, постановление от 14.09.2006 по делу N А73-3443/2005-63 (АИ-1/1183/06-14) Арбитражного суда Хабаровского края изменить: в удовлетворении требования об обязании мэра г. Хабаровска установить тарифы на услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению для населения г. Хабаровска отказать.
В остальной части указанные решение и постановление оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наряду с указанным, пунктом 2.4 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг" от 26.09.1994 N 1099 предусмотрено, что размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок его установления.
Кроме того, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом.
...
Судом принят во внимание тот факт, что Администрацией предпринимались определенные действия по установлению указанных тарифов, о чем свидетельствуют Постановление мэра г. Хабаровска от 05.03.2005 N 366 "О платежах населения за теплоснабжение и горячее водоснабжение в г. Хабаровске" (в редакции Постановления мэра г. Хабаровска от 03.05.2005 N 723), Постановление мэра г. Хабаровска "Об утверждении положения о порядке проведения независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг" от 17.03.2005 N 431."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2006 г. N Ф03-А73/06-1/4311
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании