Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/159
(извлечение)
См. также Определения Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 апреля 2007 г. N Ф03-А73/07-2/936 и от 28 июня 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2290
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Окружного военного клинического госпиталя - Болдырева Ю.В., юрисконсульт по доверенности б/н от 25.01.2006; от МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю - Еремина О.Г., заместитель начальника юридического отдела по доверенности N 05-10/7 от 10.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 17.11.2005 по делу N А73-8789/2005-16 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Окружного военного клинического госпиталя к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения от 30.06.2005 N 16-14/148.
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2006 года.
Окружной военный клинический госпиталь (далее - госпиталь) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) N 16-14/148 от 30.06.2005 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 17.11.2005 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что госпиталь входит в состав Тыла Вооруженных Сил, спорные транспортные средства, зарегистрированные за госпиталем, следует признать имуществом, закрепленным за Вооруженными Силами России. Так как правомочия собственника в отношении этих транспортных сил осуществляет Минобороны России, то и госпиталь правомерно пользуется льготой, установленной подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятое судом решение в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и являются плательщиками транспортного налога на общих основаниях.
Госпиталь в отзыве на кассационную жалобу, в заседании суда отклоняет требования налоговой инспекции, считает принятое судом решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка госпиталя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет транспортного налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2004).
Результаты проверки отражены в акте N 140дсп от 14.06.2005, на основании которого, с учетом возражений налогоплательщика, принято решение N 16-14/148 от 30.06.2005 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению, госпиталь привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 209723 руб. Ему также предложено уплатить в добровольном порядке доначисленный транспортный налог в общей сумме 228913 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 32358 руб.
Не согласившись с данным решением, госпиталь оспорил его в судебном порядке.
Из материалов налоговой проверки следует, что основанием доначисления транспортного налога за 2003-2004 годы (соответствующие пени и штраф) послужили выводы налогового органа о том, что у госпиталя отсутствуют основания для освобождения от уплаты транспортного налога.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Госпиталь является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (серия 27 N 00565617, л.д. 10 т. 1).
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящиеся в государственной собственности, закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления.
Транспортные средства, находящиеся у госпиталя, согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества, закреплены за ним на праве оперативного управления (л.д. 26 т. 1).
Вывод арбитражного суда о том, что госпиталь входит в состав Тыла Вооруженных Сил и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, является правильным. Вместе с тем, судом сделан ошибочный вывод о том, что, так как собственником транспортных средств является Министерство обороны РФ, то и госпиталь не должен платить транспортный налог.
Не являются объектом налогообложения только те транспортные средства, которые находятся в оперативном управлении у федеральных органов исполнительной власти.
Из положений статей 71 (пункт "ч"), 76 (часть 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 10, 11, 72 (пункт "н"), 77, 78 (часть 1), 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального Конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В статье 71 Конституции РФ пункта "ч" не существует
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П, по вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодательством, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Из статьи 112 (часть 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "ч"), 83 (пункт "д"), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие "структура федеральных органов исполнительной власти" включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В статье 71 Конституции РФ пункта "ч" не существует
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" N 314 от 09.03.2004 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Из пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ N 1082 от 16.08.2004 "Вопросы Министерства обороны РФ" следует, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
В структуру Министерства обороны РФ входят службы Министерства обороны РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы, и им равные подразделения, и иные подразделения.
Госпиталь, являясь самостоятельным юридическим лицом, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации, осуществляет, в том числе оказание платных медицинских услуг, и не является в силу вышеизложенных нормативных правовых актов федеральным органом исполнительной власти.
Спорные транспортные средства зарегистрированы за госпиталем, следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ, являются объектом налогообложения, а госпиталь - плательщиком транспортного налога, как это следует из статьи 357 НК РФ.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд неправомерно применил к спорным правоотношениям сторон подпункт 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, признав госпиталь федеральным органом исполнительной власти.
Является неправомерной и ссылка суда на пункт 7 статьи 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, так как в данном случае Законом четко определено, что не является объектом налогообложения и кто имеет правовые основания не исчислять с транспортных средств, указанных в подпункте 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, транспортный налог.
Так как все обстоятельства дела установлены судом, но неверно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и кассационной жалобе, в соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует отнести на госпиталь.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.11.2005 по делу N А73-8789/2005-16 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. В удовлетворении требований Окружного военного клинического госпиталя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю от 30.06.2005 N 16-14/148 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения" отказать.
Взыскать с Окружного военного клинического госпиталя в доход федерального бюджета госпошлину по заявлению и кассационной жалобе в сумме 3000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно абз.1 ст. 357 НК РФ юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являются плательщиками налога.
Налоговый орган, привлекая налогоплательщика к ответственности, посчитал, что самостоятельные юридические лица, подведомственные Министерству обороны РФ, обязаны уплачивать транспортный налог.
Суд первой инстанции позицию налогового органа не поддержал.
Федеральный арбитражный суд удовлетворяя кассационную жалобу налогового органа исходил из того, что транспортные средства не находятся в оперативном управлении органов исполнительной власти, следовательно, должны платить транспортный налог.
Согласно п.1 Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 N 314 Министерство обороны РФ входит в систему органов исполнительной власти.
Пункт 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, указывает, что в структуру Министерства обороны РФ входят службы Министерства обороны РФ и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы, и им равные подразделения, и иные подразделения.
На основании вышеизложенного суд сделал вывод, что госпиталь органом исполнительной власти не является.
Учитывая, что основанием освобождения от уплаты транспортного налога в соответствии с подп.6 п.2 ст.358 НК РФ является принадлежность транспортного средства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления органам исполнительной власти, суд указал, что военный госпиталь является плательщиком транспортного налога.
Поэтому суд кассационной инстанции удовлетворил кассационную жалобу налогового органа, решение нижестоящего суда отменил.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/159
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании