Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-2/393
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МИФНС N 8 по Приморскому краю: Ляхова Н.А., представитель по доверенности N 03-03.1/12 от 10.01.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю на решение от 15.11.2005 по делу N А51-17675/05 4-809 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя П.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2005 N 03-03.1/308.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2006 года.
Предприниматель, осуществляющая свою деятельность без образования юридического лица, П.В. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.09.2005 N 03-03.1/308, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция).
Решением суда от 15.11.2005 заявленные требования удовлетворены. Установив факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), суд вместе с тем пришел к выводу о нарушении налоговым органом порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности, выразившегося в том, что предприниматель не была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое постановление незаконно.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт, так как, по ее мнению, судом неправильно применены нормы материального права. Заявитель жалобы считает, что в ходе производства по делу об административном правонарушении налоговым органом не допущено нарушений требований административного законодательства, регулирующего порядок привлечения виновного лица к административной ответственности.
В судебном заседании представитель инспекции поддержала доводы жалобы.
Предприниматель участия в судебном разбирательстве не принимала, извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в отзыве на жалобу возражает против отмены решения суда, считая его принятым с правильным применением норм КоАП РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыв на нее, выслушав мнение представителя налогового органа, суд кассационной инстанции не находит основании для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, постановлением инспекции от 28.09.2005 N 03-03.1/308 по делу об административном правонарушении, вынесенным на основании протокола об административном правонарушении от 10.09.2005, предприниматель привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ за нарушение требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции", а также Правил продаж алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987, что выразилось в отсутствии ценников на алкогольную продукцию при ее розничной продаже. Правонарушение зафиксировано в акте проверки от 24.08.2005 N 78.
Судебной инстанцией правильно установлены обстоятельства спора, исследованы представленные в материалах дела доказательства, в результате чего арбитражный суд пришел к правильному выводу о совершении предпринимателем вменяемого ей правонарушения в области соблюдения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем судебная инстанция пришла к выводу о несоблюдении налоговым органом положений статьи 28.2 КоАП РФ, влекущих признание несоответствующим закону постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Из вышеназванного акта проверки от 24.08.2005 следует, что предприниматель приглашалась в налоговую инспекцию 25.08.2005 с 8 до 17 часов.
Как установлено судом из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен административным органом 10.09.2005 без участия предпринимателя, что отражено в заключительной части протокола. Доказательств извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола налоговый орган не представил, и этот вывод арбитражного суда в жалобе не оспорен ее заявителем.
Доводы жалобы сводятся к тому, что судом не принято во внимание обстоятельство надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов - дела об административном правонарушении, что свидетельствует, по мнению инспекции, о соблюдении последней положений КоАП РФ при вынесении постановления от 28.09.2005.
Между тем такое утверждение не имеет правового значения и не влияет на исход по данному делу.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, а положения этой нормы Кодекса регламентируют ряд гарантий и защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 10.09.2005 свидетельствует о его составлении без участия предпринимателя, следовательно, у последней отсутствовала возможность воспользоваться правами, предусмотренными названной выше нормой права.
Данное процессуальное нарушение является существенным, а возможность устранения допущенного инспекцией рассматриваемого нарушения отсутствует.
Таким образом, назначение к рассмотрению дела об административном правонарушении по правилам статьи 25.1 КоАП РФ при наличии факта составления протокола об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, по причине неуведомления его о времени и месте составления протокола, влечет признание незаконным постановления административного органа независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При таком положении суд правомерно удовлетворил требованиям предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления инспекции в связи с существенными нарушениями установленного порядка привлечения виновного лица к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.11.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-17675/05 4-809 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2006 г. N Ф03-А51/06-2/393
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании